Просто о важном: что такое аккумулятор и для чего он нужен
Просто о важном: что такое аккумулятор и для чего он нужен
Чтобы пользоваться автомобилем, конечно, не обязательно разбираться в том, что же такое АКБ, для чего она нужна и как функционирует, но весьма желательно. Недорогие аккумуляторы в Тамбове ежегодно покупают десятки тысяч автолюбителей. Большинство из них – люди осведомленные по части конструкции и назначения АКБ. Наша статья — для тех, кто недавно сел за руль собственного авто и у кого еще руки не дошли разобраться в сути источника электрического питания машины.
Назначение автоаккумулятора:
- Служить источником пускового тока для запуска двигателя. От цены модели функции автомобильных аккумуляторов не зависят, изменяется только качество и технические характеристики батарей.
- Служить источником электричества для питания электроприборов бортовой сети при выключенном моторе. В зависимости от марки и модели автомобиля потребителями электроэнергии являются:
- автоматическая коробка передач с электронным управлением двигателем, бортовой компьютер,
- стартер, система зажигания, электроусилитель руля,
- ABS — антиблокировочная система колёс, SRS — система безопасности автомобиля: подушки безопасности, ременные натяжители и проч.,
- наружное (фары дальнего и ближнего света, габаритные огни, указатели поворота) и внутреннее (лампы в салоне, под капотом, в багажном отсеке, перчаточном ящичке, подсветка приборной панели) освещение,
- магнитола, двигатели вентиляторов, приводов стеклоочистителей, электростеклоподъёмников, обогрев стекол и сидений,
- прикуриватель, GPS, сигнализация и проч. системы и приборы, которые не могут функционировать без недорогих аккумуляторов на европейские, азиатские, американские, отечественные авто. В продаже в Тамбове они всегда имеются.
- Служить стабилизатором напряжения бортовой электрической сети.
Для запуска автомобиля требуется прокрутка двигателя. Ее обеспечивает стартер. В свою очередь, стартер получает электроэнергию от аккумуляторной батареи. В момент запуска мотора стартер потребляет большой (пусковой) ток в несколько сот А, тем самым разряжая АКБ. Как только машина завелась, электроэнергию для бортовой сети вырабатывает генератор. Схема сети продумана таким образом, что во время движения авто происходит восполнение отданного АКБ для запуска мотора заряда аккумулятора.
Купить недорогой автомобильный аккумулятор для своего «немца», «француза», «азиата» в Тамбове – не проблема. Нужно только знать технические параметры батареи, которые будут полностью отвечать потребностям Вашей машины.
Источник
Автомобильные аккумуляторы зачем нужны
Слово «аккумулятор» в переводе с латинского обозначает «накопитель». В современном русском языке этим термином называют устройства, которые служат для накопления энергии. Автомобильный аккумулятор в первую очередь обеспечивает энергией двигатель при запуске. Статьи по теме:
Чтобы автомобиль мог начать движение, его необходимо завести. Для этого нужен ток довольно большого напряжения. В этот момент генератор еще не может его вырабатывать. Поэтому необходимо устройство, накапливающее энергию и затем ее постепенно отдающее. Таким устройством и является автомобильный аккумулятор. Только с его помощью можно получить искру. Как только генератор заработал — аккумулятор становится на зарядку.
Автомобильный аккумулятор служит не только для того, чтобы запустить мотор. В современном автомобиле довольно много устройств, которым требуется электричество. Чем современнее и комфортабельнее машина — тем больше в ней электроприборов, и в дальнейшем количество их будет расти. Осветительные приборы, кондиционеры и стеклоподъемники, как и магнитолы, во время движения работают от генератора электрического тока. Однако всегда ли он может справиться с нагрузкой? При нормальной дорожной ситуации, конечно, должен справляться. Но пробок на трассах становится все больше, поэтому нередко автовладельцу требуется дополнительный источник энергии.
Кроме всего прочего, аккумулятор позволяет не отключать энергопотребляющие устройства, когда двигатель выключен. Например, вы садитесь в автомобиль и включаете освещение. Или вам захотелось послушать музыку в ожидании знакомого, который еще только собирается в поездку. Держать двигатель включенным в такой ситуации нет никакого смысла, соответственно, генератор не работает. Если отказаться от аккумулятора, пользование автомобилем несколько усложнится, потому что для выполнения почти любого действия вам придется заводить мотор.
Потребность в аккумуляторах постоянно растет. Пока еще автомобили с электродвигателями не получили широкого распространения. Однако исследования, равно как и испытания, идут. Одна из главных проблем — увеличение емкости аккумуляторов и возможность быстрой их зарядки. Пока еще недостаточно развита инфраструктура, позволяющая менять накопители электроэнергии на каждой заправочной станции. В электромобиле на аккумуляторах работает практически все. Однако и владельца обычного автомобиля с бензиновым или газовым двигателем накопитель электроэнергии может очень выручить, если генератор выйдет из строя. Очень далеко, конечно, вы на нем не уедете, но добраться до ближайшей станции техобслуживания — задача абсолютно реальная.
При пользовании аккумулятором самое главное — своевременно его заряжать. Нельзя давать ему полностью разряжаться. Иначе столь необходимое вам устройство накопления энергии неизбежно потеряет часть своих качеств.
Источник
Виды, устройство и принцип работы автомобильного аккумулятора
Электрические аккумуляторные батареи применяются в любом автомобиле и представляют собой автономный источник питания. АКБ накапливает энергию, которая затем питает бортовую сеть, когда это необходимо, и подает ток на стартер для запуска двигателя.
- Назначение аккумулятора в автомобиле
- Параметры АКБ
- Устройство аккумулятора
- Корпус и крышка
- Пластины
- Электролит
- Сепаратор
- Клеммы и пробки
- Принцип работы
- Зарядка, хранение и зависимость от температуры
- Разновидности аккумуляторов
- EFB
- AGM
- Гелевые
Назначение аккумулятора в автомобиле
Автомобильный аккумулятор принято обозначать аббревиатурой АКБ, что значит аккумуляторная кислотная батарея. Не все батареи относятся к этому типу, но в автомобилях наиболее распространены именно они.
Аккумулятор является важным компонентом в работе любого транспортного средства. Он выполняет следующие основные функции:
- Подача электроэнергии на стартер для запуска двигателя. Аккумулятор способен в течение 30 секунд подавать пусковой ток или ток холодной прокрутки на стартер, который, в свою очередь, запускает двигатель.
- Питание бортовой сети в случае недостаточной мощности (производительности) генератора.
- Автономное питание бортовой сети автомобиля.
Каждый аккумулятор имеет определенную емкость и заряд. При работе двигателя всю нагрузку на электропитание берет на себя генератор. Он же заряжает аккумулятор во время движения. Если мощности не хватает, подключается батарея. Определенное время АКБ может обеспечить автономное питание.
Генератор выходит на оптимальный режим производительности при достижении двигателем частоты вращения коленчатого вала 1600-1800 об/мин и более.
Располагается АКБ, как правило, в подкапотном пространстве автомобиля или закреплен на раме в случае крупного грузового транспорта. Это связано с тем, что кислота, находящаяся внутри, очень агрессивна и опасна для здоровья. Она может просочиться через корпус или выделиться в виде газа. С аккумулятором следует обращаться осторожно.
Более безопасны необслуживаемые АКБ, внутри которых нет жидкого электролита. Такие батареи практически не выделяют вредных паров и их можно использовать где угодно. Среди альтернативных мест размещения аккумулятора можно выделить багажное отделение и под сиденьем водителя.
Параметры АКБ
Обычная автомобильная батарея выдает напряжение в 12В. Этого хватает для питания бортовой сети. Для большегрузных автомобилей используются батареи с напряжением в 24В. По сути, это две обычные батареи, которые последовательно соединены. Емкость АКБ измеряется в Ампер-часах (А*ч). Для легкового транспорта емкость батареи находится в пределах 40-130 А*ч. Емкость показывает, какое время аккумулятор сможет давать энергию при нагрузке. Но эти величины измеряются при определенной нагрузке и при определенной температуре – 20°C. При других условиях параметры могут меняться.
Также важным показателем является ток холодной прокрутки или пусковой ток. Разные модели способны выдавать от 250А до 1300А. Ток холодной прокрутки – это то напряжение, которое способен отдать АКБ в течение 30 секунд при температуре 18°C. В иных условиях данный параметр может поменяться, например, зимой.
Устройство аккумулятора
На самом деле, стандартный аккумулятор – это шесть маленьких аккумуляторов, заключенных в один корпус. Шесть отсеков объединены в едином корпусе. Часто их называют банками. Каждая банка дает напряжение в 2,1В – 2,2В. Шесть банок соединены последовательно толстыми свинцовыми перемычками, что в итоге дает напряжение в 12,6В – 13,2В.
Автомобильный аккумулятор состоит из следующих основных элементов:
- пластиковый корпус;
- крышка;
- отрицательные пластины (электроды);
- положительные пластины;
- перемычки, соединяющие отсеки;
- жидкий электролит;
- сепараторы;
- положительный и отрицательный вывод (клеммы);
- заливные пробки.
Корпус и крышка
Корпус и крышка выполнены из пластика, который нейтрален к кислоте. В каждой банке находятся свинцовые пластины – электроды.
Пластины
Отрицательная пластина из губчатого свинца (Pb) называется катод, положительная пластина пористая с диоксидом свинца (PbO2) – анод. Чтобы батарея разряжалась не так быстро, используется не чистый свинец, а с применением разных присадок. Ранее добавляли 5% сурьмы, но процесс сульфатации все равно проходил быстро. В современных жидкостных аккумуляторах добавлен кальций. Он значительно снижает процесс сульфатации и повышает емкость АКБ до 70%. Если говорить про гелевые или AGM аккумуляторы, то в них применяется только чистый свинец. Это позволяет повысить мощность и отдаваемый пусковой ток до 1000-1300А.
Электролит
В каждой банке залит электролит. Это смесь серной кислоты и дистиллированной воды, в соотношении 35:65. Плотность электролита находится в пределах 1,23-1,31 г/см3. Чем она выше, тем батарея более устойчива к морозам.
Сепаратор
В простых жидкостных аккумуляторах между пластинами находится сепаратор. От слова “separate” – разделять. Обычно сепараторы изготавливаются из нейтрального пластика. Эти пластины разделяют положительные и отрицательные электроды от замыкания. Материалом для сепараторов служит ревертекс или эбонит. Также эти элементы иногда называют диэлектрической прослойкой.
В более современных необслуживаемых аккумуляторах в качестве сепараторов применяется микроволокно. Этот высокотехнологичный материал удерживает электролит внутри и не дает ему вытекать и испаряться. Пластины завернуты в микроволокно как в конверте и плотно прижаты друг к другу.
Клеммы и пробки
Клеммы аккумулятора также изготавливаются из свинца. К ним присоединяются контакты. На обслуживаемых аккумуляторах на корпусе располагаются заливные пробки. Их количество равно количеству банок. Они служат для заливки дистиллированной воды в случае необходимости.
Принцип работы
Между пластинами и электролитом непрерывно происходит электрохимическая реакция. При разряде химическая энергия преобразовывается в электрическую, а при заряде, наоборот, – электрическая в химическую. Когда аккумулятор подключен к потребителям энергии, то происходит его разрядка.
Происходит следующий процесс. На катоде идет восстановление диоксида свинца. Свинец на аноде окисляется. Серная кислота вступает в реакцию с металлами на обеих пластинах. При этой реакции образуется сульфат свинца. Процесс называется сульфатацией. Из серной кислоты выделяется водород, который затем вступает в реакцию с кислородом из положительно заряженной пластины. Образуется вода, а серная кислота расходуется. Плотность электролита понижается. Процесс реакции показан на картинке.
При зарядке весь процесс происходит в обратном порядке. Серная кислота восстанавливается. Вновь образуется диоксид свинца и серная кислота. При полной зарядке плотность электролита должна быть в пределах 1,29 гр/см3. Это значение показывает уровень содержания серной кислоты на один кубический сантиметр электролита.
Таким образом, работа батареи основана на циклах заряд-разряд. Если допустить глубокий разряд, процесс может быть необратимым. Останется только вода и сульфат свинца. Поэтому нужно всегда следить за уровнем заряда.
Зарядка, хранение и зависимость от температуры
После того как автомобильный аккумулятор запустил стартер и двигатель, происходит его зарядка от генератора. В снятом положении батарея заряжается зарядным устройством. Хранить аккумулятор с жидким электролитом можно только в строго горизонтальном положении и при определенной температуре 5°С -15°С. Это обусловлено тем, что электролит может вытечь, а осыпавшиеся пластины замкнуть на дне банки.
Разная температура также влияет на работу АКБ. При высокой температуре показатели мощности и токоотдачи высокие, но батарея быстрее разряжается и повышается расход воды. Электролит по своему составу не замерзает при минусовой температуре, но на сильном морозе он все же может это сделать. В мороз химические процессы замедляются, пусковой ток снижается, падает емкость батареи. Вот почему у водителей часто возникают проблемы с запуском двигателя зимой.
Разновидности аккумуляторов
Современные аккумуляторные батареи можно условно разделить на обслуживаемые и необслуживаемые.
Можно выделить следующие основные виды:
- АКБ с жидким электролитом.
- EFB аккумуляторы.
- AGM.
- Гелевые.
Аккумуляторы с жидким электролитом относятся к обслуживаемому типу. Это значит, что время от времени нужно следить за уровнем электролита, его плотностью и емкостью батареи. Их срок службы в среднем составляем 3-5 лет. Они доступны по цене и хорошо справляются со своей задачей в автомобиле. Поэтому остаются самыми распространёнными.
Батареи по технологии EFB появились сравнительно недавно. В них также находится жидкий электролит, но пластины завернуты в микроволокно. Материал впитывает электролит, что увеличивает площадь контакта с пластинами. Это также повышает емкость и мощность и позволяет снизить объем электролита по сравнению с обычными АКБ, делая такие батареи практически необслуживаемыми. Срок службы 4-5 лет. Стоимость приемлемая.
Аккумуляторы AGM относятся к классу необслуживаемых батарей. Это значит, что у них полностью герметичный корпус. На корпусе имеются газоотводные клапаны. Между пластинами находится стекловолокно, в порах которого электролит. Это позволяет значительно замедлить процесс сульфатации. Такие батареи не боятся полного разряда. Срок службы до 10 лет. Но есть минусы: высокая стоимость и обслуживание.
Гелевые
Это также необслуживаемые батареи. В электролит добавлены вещества, которые сгущают его и доводят до твердого состояния. Сам электролит выступает в роли сепаратора между пластинами. Срок службы до 10 лет, но требуется специальный уход, как и в случае с AGM. Не боятся глубокого разряда, но чувствительны к перезаряду и замыканию. Стоят в 3-4 раза дороже обычных.
Аккумуляторная батарея – это то устройство, которое требует от водителя внимания. Чтобы батарея прослужила долго, нужно знать ее устройство и принцип работы. При правильном уходе и условиях содержания АКБ проработает долгие годы.
Источник
Как выбрать автомобильный аккумулятор, и чего не нужно делать при его покупке.
Ежегодно с приходом зимы и наступлением холодов автомобилисты сталкиваются с одной и той же проблемой. Заведется ли двигатель после долгого (или не очень) простоя на морозе? Придется ли просить у соседа «прикурить» от его почему-то легко запустившейся машины? А вдруг ничего не поможет, и вместо комфортной поездки на личном авто нужно будет бежать на остановку городского транспорта или ловить попутку?
Что характерно, этими вопросами наши соотечественники озадачиваются не заранее, а в самый что ни на есть последний момент, когда машина уже простояла неделю январских праздников на морозе со включенной сигнализацией, надо ехать на работу, а двигатель почему-то признаков жизни не подает.
Естественно, жертвой гнева владельца авто в этом случае становится аккумулятор, и вечером того же дня, в компании собратьев по несчастью, хозяин движимого имущества, внезапно превратившегося в недвижимость, отправляется в магазин за новым аккумулятором.
В результате — потраченное время, не самая маленькая сумма, отданная за новое устройство, сезонный рост выручки в специализированных магазинах и радость для скупщиков б/у аккумуляторов.
Прежде, чем идти в магазин за новой батареей, вам нужно знать одну вещь:
Нужен ли вам вообще новый аккумулятор?
Разумеется, если стартер отказывается сделать даже полоборота, а подсветка приборной панели выглядит тусклой и мерцающей — с напряжением в бортовой сети явно что-то не так. Но значит ли это, что батарею нужно обязательно менять?
Нет. Даже если вашему аккумулятору уже три с лишним года, и «опытные шоферы» диагностируют ему смерть от естественных причин. Современные качественные батареи при условии регулярного обслуживания живут очень долго — к примеру, аккумулятор на прошлой машине автора отработал без малого 9 лет, не теряя своих характеристик и обеспечивая лёгкий запуск в абсолютно любых условиях, включая сорокаградусные екатеринбургские морозы и стопроцентную питерскую влажность.
Если ваш аккумулятор замёрз и разрядился — логично, что его нужно в первую очередь отогреть, а потом — зарядить. Снимите батарею с автомобиля — благо, для этого не понадобится ни особых навыков, ни специального инструмента. Проверьте целостность корпуса (если батарея вздулась и лопнула — дальнейшие манипуляции бессмысленны). Отнесите аккумулятор домой и отогрейте — к примеру, поставьте в тазик с тёплой водой (только не надо заливать батарею «с головой»!). Уже одно это способно помочь аккумулятору при следующем запуске.
Кроме того, помните, что любой, абсолютно любой аккумулятор необходимо регулярно подзаряжать. Неважно, установлен ли на вашей машине «рекомендованный производителем» аккумулятор или супер-мега-ультра современная батарея, разрекламированная где только можно. Никакие слова и лозунги не избавят вас от необходимости самостоятельно продлевать жизнь батарее.
Поэтому купите и держите дома хорошее, годное зарядное устройство. Пользоваться им очень просто, а стоит оно гораздо дешевле новой батареи. А уж если учесть, что регулярная подзарядка позволит аккумулятору исправно работать долгие и долгие годы — экономия выйдет просто колоссальной.
Подзаряжать аккумулятор желательно дважды в год — весной, когда холода уже отступят, и осенью, пока они ещё не начнутся. Займёт этот процесс не более суток и не потребует вашего участия, благо обслуживаемые батареи и пляски с ареометром сегодня уже окончательно ушли в прошлое. Зато в результате проблемы запуска волновать вас не будут вообще.
Кроме того, помните, что проблемы с запуском двигателя в мороз могут вообще быть не связаны с аккумулятором! Неисправный стартер — например, при сбитой центровке — способен потреблять огромное количество энергии, но при этом не выдавать должной мощности для запуска двигателя. Реле бензонасоса, ВНЕЗАПНО сгоревшее от старости или перепадов напряжения, избавит двигатель от топлива: стартер будет крутить, свечи будут выдавать искру, а воспламенить будет попросту нечего. Неисправности в системе зажигания или просто плохая её регулировка — наоборот, исключат из процесса искру. А чрезмерно загустевшее либо даже замёрзшее масло не даст двигателю прокрутиться. А ведь может быть и плохой, сильно разбавленный бензин, и летнее дизельное топливо, продающееся под видом зимнего, и сильно загрязненные свечи. и это лишь минимальный перечень возможных причин, при которых замена аккумулятора никак не поможет завестись!
Рекомендация №1: Если вы не хотите столкнуться с проблемой трудного запуска двигателя — позаботьтесь о её профилактике. Регулярно подзаряжайте аккумулятор, используйте не обязательно дорогое, но только качественное и не поддельное моторное масло и меняйте его вовремя, желательно даже чаще, чем указано в сервисной книжке. Заправляйтесь только на проверенных АЗС — не обязательно «премиальными» сортами топлива, главное чтобы бензин был не разбавленным, а дизель — чистым и соответствующим сезону.
Перед зимой проведите обязательную профилактику: заедьте в сервис, где вам правильно выставят зажигание, проверят работоспособность стартера и генератора. Убедитесь, что в систему охлаждения двигателя залит хороший, годный антифриз, а не вода и близкие к ней по характеристикам составы. Проверьте состояние клемм на проводах, подключающихся к аккумулятору, при необходимости — замените их и обязательно смажьте, чтобы предохранить от окисления.
Иначе говоря: хорошее масло, хорошее топливо, хорошая искра — и вот уже вы помогаете соседям по парковке завестись в мороз, спасаете замерзающих на трассе и всячески наслаждаетесь собственной подготовленностью, а не наоборот.
Если вы живёте в северных регионах страны или просто в областях с крайне суровым климатом — лучше заранее, перед зимой рассмотреть возможность установки предпусковых подогревателей двигателя. Да, это ни разу не бюджетно, но когда температура опускается ниже 45-50 градусов, а тёплого гаража у вас нет, дать сбой может абсолютно любой двигатель, и тут уже не поможет ни новый аккумулятор, ни своевременное обслуживание всех систем автомобиля.
Наконец, если авто уже отказалось заводиться — не спешите бежать и отдавать деньги за новую батарею. Во-первых, причин плохого запуска — море, и во многих случаях аккум вообще не при делах. Во-вторых, подзарядка чаще всего способна вернуть батарею к жизни, чем и пользуются скупщики, собирая с автомобилистов живые, в общем-то, устройства за символические 50 рублей и продавая потом те же батареи за суммы куда побольше.
Но если аккумулятор действительно вышел из строя — а такое, увы, возможно и с современными батареями — вам нужно знать следующее:
Производитель аккумуляторной батареи
Как и другие автомобильные запчасти, расходники и автохимию, аккумуляторы производят множество фирм. Среди них могут быть и именитые европейские концерны, выпускающие широчайший спектр продукции, и редкие в наших широтах американские бренды, и различные азиатские фирмы, известные лишь по одному типу выпускаемых товаров, и российские НИИ и НПО.
Список производителей, присутствующих в каталоге ДНС: AtlasBX, BOSCH, Docker, MegaBatt, Optima Batteries, Solite, Start.Bat, Titan, Tyumen Battery, Varta и Westa. И это ещё далеко не все известные марки аккумуляторных батарей!
Как же сделать выбор? Забавный момент: бренд сам по себе ничего не значит и не гарантирует. Да, автора можно назвать фанатом зарубежных батарей под брендом «V», поскольку уже второй девайс от этого производителя крайне радует своей живучестью и характеристиками. но при этом пример знакомых автора, использующих российские батареи под брендом «Т», доказывает, что отечественная промышленность тоже может радовать в хорошем смысле слова.
Рекомендация №2: Выбирая аккумуляторную батарею, не ориентируйтесь на «репутацию бренда» и тем более — на отзывы в интернет-магазинах. И уж совершенно точно — не читайте сводные обзоры в отечественных автомобильных журналах — репутация этих изданий загажена настолько, что кажется, скоро там начнут печатать статейки на тему «раскроит ли аккумулятор потенциал катушек зажигания?».
Если вы хотите узнать, подойдет ли вам та или иная батарея, и как она себя поведет в условиях вашего климата — лучше зайдите на городской автофорум или на тот же драйв2 и почитайте об опыте ваших сограждан — это будет куда полезнее. Сводные же тесты лучше почитать в зарубежных автомобильных журналах.
Ёмкость батареи
Как и в любой другой батарее — например, в источниках питания смартфонов или ноутбуков -ёмкость аккумулятора означает тот объём энергии, который он способен накапливать, хранить и отдавать. И измеряется она также в Ампер/часах.
Но есть нюанс: в отличие от тех же телефонов, машина не всегда работает от аккумулятора (если у вас, конечно, не электромобиль). И гоняться за большим объёмом, чем нужно вашей машине, попросту не имеет смысла: вы потратите больше денег на саму батарею, а в результате, скорее всего, получите постоянный недозаряд, что на здоровье аккума скажется далеко не лучшим образом.
Рекомендация №3: Если ваш автомобиль с завода оснащается аккумулятором ёмкостью, к примеру, 62 А/ч, и вы не вносили в него серьёзных изменений вроде установки мощной акустики и более производительного генератора — выбирайте батарею ёмкостью 62 А/ч. Если есть желание потратить больше денег — лучше купите батарею той же ёмкости, но с большим пусковым током или, например, гелевый аккумулятор вместо батареи с жидким электролитом. Это принесёт вам реальную и ощутимую пользу.
Разумеется, небольшие отклонения от паспортных данных допустимы. К примеру, если позволяет посадочное место, вместо аккумулятора ёмкостью 38 А/ч можно установить аналоги ёмкостью до 45 А/ч, вместо 55 А/ч — аналоги от 52 до 60 А/ч, вместо 75 — ближайшие по ёмкости модели и так далее. Небольшие отклонения допустимы, однако пытаться воткнуть вместо 52 А/ч все 75 А/ч — не стоит.
Пусковой ток
А вот это — как раз очень важный параметр. Пусковой ток — это тот объём энергии, который может поступить к стартеру автомобиля. Обычно этот параметр связан с ёмкостью батареи, однако устройства с увеличенным током запуска существуют у всех производителей. К примеру, аккумуляторы самой популярной в России ёмкости — 55 А/ч — в зависимости способны выдавать как стандартные для себя 420 ампер, так и все 500.
Грубо говоря, чем больше пусковой ток — тем лучше. Особенно хорошо он скажется при зимней эксплуатации автомобиля, а также на сильно изношенных двигателях, в которые залито более густое и вязкое масло. Вопрос лишь в том, действительно ли батарея способна выдавать заявленный ток при холодном запуске, какую часть этого тока она «теряет» при низких температурах и в течение скольки запусков будет способна работать. А этого, увы, не узнать без изучения сравнительных обзоров и опыта реальных автовладельцев.
Рекомендация №4: Чем больше пусковой ток — тем лучше. Но если батарея способна выдавать большое количество ампер только при плюсовой температуре, а при -20 градусах теряет до 60% своей мощности и крутит стартер максимум 4 раза, прежде чем разрядится полностью — она вам всё равно ничем не поможет. Смотреть на обещанные цифры в этом случае важно и нужно, но эти цифры обязательно должны подтверждаться реальными фактами.
Тип корпуса
Аккумуляторы могут выполняться в двух вариантах корпусов: европейском и азиатском. Различия между ними до смешного минимальны: у «европейцев» клеммы утоплены в корпус, а у «азиатов» — выступают над ним.
С одной стороны, установить «европейца» в посадочное место «азиата» теоретически возможно. С другой стороны — а оно вам надо? «Доработанное напильником» крепление не обеспечит такой же надёжной фиксации, как заводское — разве что вы сделаете полный кастом. Да и зафиксировать клеммы при этом может оказаться сложно.
Рекомендация №5: Не стоит создавать себе проблемы на ровном месте. Если ваш автомобиль предполагает использование аккумулятора «азиатского» типа — такой аккумулятор и выбирайте. А жажду создания кастомных деталей всегда можно реализовать в более благодарной области, нежели крепления аккумуляторной батареи.
Полярность
Здесь также есть лишь два варианта: аккумуляторы выполняются либо с прямой (плюс — слева, минус — справа), либо с обратной полярностью (минус — слева, плюс — справа).
Рекомендация №6: Рекомендации здесь точно такие же, как и в предыдущем пункте: не нужно изобретать велосипед. Если штатно устанавливается аккумулятор с прямой полярностью — выбирайте устройство с прямой полярностью. Если с обратной — покупайте аккумулятор с обратной. Ни одна батарея не стоит того, чтобы ради неё перетягивать заново или удлинять силовые провода — если, конечно, необходимость этого не вызвана глубоким тюнингом подкапотного пространства и переносом аккумулятора со штатного места.
Типоразмер клемм
Как можно догадаться из названия, типоразмер клемм — это параметр, отвечающий за то, клеммами какого размера и формы можно подключить аккумулятор к автомобилю. Причем стандартизированных клемм насчитывается немало: помимо привычных автовладельцам «кнопок» есть и клеммы под болт с гайкой, и даже резьбовые соединения.
Тем не менее, в области автомобильных аккумуляторов шире всего распространены два стандарта : T1 и T3.
Разница между ними — в размерах. T1 — стандарт, встречающийся в европейских автомобилях. Это «толстые» клеммы: диаметр плюсовой — 19,5 мм, минусовой — 17,8 мм. Стандарт T3 — наоборот, распространен в Азии. Это «тонкие» клеммы, диаметр плюсовой — 12,7 мм, минусовой — 11,1 мм.
Рекомендация №7: Поставить аккумулятор с клеммами стандарта T1 на машину с проводами стандарта Т3 теоретически возможно — правда, для этого придется варваски «разжать» клеммы на проводах, что поставит под вопрос надёжность контакта. Обратная операция — установка аккумулятора с клеммами Т3 в машину с проводами T1 — невозможна. Потребуется или замена клемм на проводах, или замена силовых проводов целиком.
Разумеется, лучше этого не делать. Надёжность контакта силовых проводов с клеммами на аккумуляторе — крайне важный параметр, от которого в немалой степени зависит лёгкость запуска двигателя. Поэтому «колхозинг» здесь абсолютно неприемлем. Выбирайте аккумулятор с тем типом клемм, который предусмотрен изначально — это позволит избежать многих проблем при эксплуатации.
Конечно, есть исключительные случаи, когда аккумуляторов с тонкими клеммами в продаже просто не найти, зато с толстыми — сколько угодно и каких угодно марок. В этом случае следует заменить силовые провода в сборе, но только на устройства заводского производства и хорошего качества.
Габаритные размеры
Аккумуляторы, в зависимости от характеристик, производителя и модели, могут различаться по длине, ширине и высоте, даже оставаясь при этом в рамках одного стандарта.
И каким бы второстепенным параметром ни казались размеры аккумулятора, на них нужно обратить самое пристальное внимание. Если длина и ширина батареи превысят размеры посадочной площадки под капотом или в багажнике автомобиля — это плохо, поскольку в таком случае аккумулятор нельзя будет закрепить штатным способом, однако функционировать автомобиль при этом будет.
А вот если аккумулятор не влезет по высоте — это ОЧЕНЬ плохо. Капот может просто не закрыться, но если голый металл капота коснется сразу обеих клемм — хороший ПЫЩЬ вам обеспечен, а бюджет устранения последствий может быть различным.
Рекомендация №8: Перед покупкой нового аккумулятора узнайте точно, какие размеры подходят для вашего авто. Причём измерить нужно не старый аккумулятор, а именно длину и ширину посадочной площадки под него и высоту от площадки до капота. Да, лучше лишний раз сходить в гараж или на парковку с рулеткой, чем возвращаться в магазин и сдавать не подошедший по размерам аккум.
Наличие буртика
Этот параметр важен в том случае, если в вашем автомобиле аккумулятор крепится при помощи пластины, цепляющейся. собственно, за буртик на нижней кромке корпуса батареи. Если же аккумулятор крепится за счёт прижимной скобы, крепящейся сверху — буртик вам не нужен.
Рекомендация №9: Перед походом в магазин откройте капот и посмотрите, каким способом у вас крепится аккумулятор. Дело одной минуты, зато потом и выбирать проще, и проблем меньше.
Собственно, параметр, не нуждающийся ни в каких дополнительных комментариях. Вес — он вес и есть. Может варьироваться в зависимости от ёмкости батареи, размеров корпуса и прочих параметров.
Рекомендация №10: Совершенно не лишним будет заранее, перед покупкой сопоставить свои физические возможности и вес аккумулятора, который вы планируете купить. Геройствовать здесь ни к чему — сорванная спина вам никак не поможет при замене аккумулятора, особенно на морозе. Так что в отдельных случаях лучше доплатить за доставку. Хотя с другой стороны, дотащить 8-12 кг от магазина до автобусной остановки сможет любой физически здоровый человек, да и сумки-тележки ещё никто не отменял.
Источник