Как выбрать аккумулятор для автомобиля с «Старт-Стоп»
Краткое содержание: [показать]
Непосредственно в момент запуска двигателя любая АКБ отдает существенное количество энергии. В традиционных автомобилях за сутки число пусков не так велико. Система «старт-стоп» требует на порядок большего количества пусков. Вот почему простые аккумуляторы не способны успешно работать на автомобилях с системой «старт-стоп». Они не рассчитана на такую высокую цикличность запуска двигателя. Результат – быстрый разряд обычной АКБ.
Хорошо это или плохо, но топливная эффективность стала определяющим фактором выбора машины. Сегодня автомобиль покупают с калькулятором в руках, заранее просчитывая, во сколько обойдётся его эксплуатация. Само собой, автопроизводители не живут в отрыве от рынка (те, кто пытались, давно обанкротились). Даже если под капотом современной машины «отсталый» двигатель внутреннего сгорания, а не модный гибрид или электромотор, он обязательно оснащён эко-режимом и какой-нибудь энергосберегающей функцией.
Массовым «зелёным» решением стала система «старт-стоп», автоматически глушащая двигатель в пробках. Это уже не опция для энтузиастов, а базовое оснащение сотен моделей машин, о котором их владельцы могут и не знать до первой остановки на светофоре.
Если вы записались в ряды «зелёных» автолюбителей, то выбор стартерной батареи существенно сужается. При чём тут автомобильные аккумуляторы? Если вы добровольно или случайно записались в ряды «зелёных» автолюбителей, то ваш выбор стартерной батареи существенно сужается. Аккумулятор для системы «старт-стоп» нужен особый: она отправляет заслуженные «кислотники» на пенсию, требуя других решений. Давайте разберёмся, почему.
Как работает система «старт-стоп»
Идея системы Start-Stop проста: автоматически выключать двигатель, пока машина стоит на светофоре или в пробке, чтобы не тратить топливо на работу мотора вхолостую. И быстро заводить его при отпускании педали тормоза. По разным оценкам, экономия бензина благодаря «старт-стопу» составляет 5-10%. Но какой ценой?
За день разъездов по городу автомобиль заглохнет и заведется десятки раз. Очевидно, для таких режимов нужен усиленный стартер. Часто вместо него применяют реверсивный генератор, способный и питать бортовую сеть, и быстро заводить двигатель. Но всё же главная нагрузка ложится на аккумуляторную батарею.
Срок жизни аккумулятора определяется не только возрастом, но и количеством циклов разряда/заряда. Нетрудно представить, сколько раз за день батарея разрядится и вновь зарядится при работающей системе «старт-стоп». К тому же, зарядка нужна быстрая, чтобы восполнить потери уже к следующему перекрёстку.
На что, кроме пуска двигателя, тратится энергия батареи? Когда мотор глушится системой Start-Stop, бортовая электроника, климат-контроль и аудиосистема продолжают работать: водитель может даже не заметить, что двигатель остановлен. Вся эта нагрузка ложится на аккумулятор, на долю которого выпадают не просто частые разряды, а глубокие частые разряды – наиболее губительный для свинцово-кислотных батарей режим работы.
Обычный аккумулятор – и продвинутый, но «нежный» кальциевый, и более кондовый сурьмянистый, и гибридный – при такой эксплуатации посыплется в самом прямом смысле, заставив вспомнить о безопасной утилизации свинца. Очевидно, что для машин с системой «старт-стоп» нужны более выносливые батареи, устойчивые к глубоким разрядам и быстро принимающие заряд. И они есть.
Аккумуляторы AGM
Аббревиатура AGM расшифровывается как Absorbent Glass Mat – абсорбирующий мат из стекловолокна. В AGM-аккумуляторах нет привычного жидкого электролита: он абсорбирован, т. е. впитан специальными вставками между пластин. Это не только позволяет ему работать в любом положении (под углом, на боку), но и существенно улучшает характеристики батареи. Аккумуляторы AGM отличаются высоким пусковым током, не боятся глубоких разрядов и быстро заряжаются, благодаря низкому внутреннему сопротивлению. Срок службы аккумуляторов AGM намного выше, чем у их жидкостных собратьев.
Из-за отсутствия жидкого электролита AGM-батареи часто называют гелевыми, но это разные технологии. Гелевые аккумуляторы в основном используются в качестве тяговых батарей, а стартерные «гелевые» модели на поверку оказываются AGM. Подробнее об их особенностях читайте в отдельном материале: AGM-аккумулятор, универсальный «солдат».
Технологии AGM уже полвека, но раньше такие батареи применяли лишь в авиации, мотоциклах, автоспорте и компьютерной технике. Для массового автомобильного рынка их возможности казались чрезмерными, тем более, что цена на аккумуляторы AGM немалая. С появлением на машинах системы «старт-стоп» всё изменилось: именно здесь раскрылись сильные стороны AGM-батарей, а их выносливость и солидный ресурс оправдали высокую стоимость.
Аккумуляторы EFB
Аккумуляторы EFB (Enhanced Flooded Battery – усиленная батарея с жидким электролитом) создавались специально для системы «старт-стоп» в качестве доступной альтернативы AGM. Жидкий электролит в них есть, но его примерно в три раза меньше, чем в классических свинцово-кислотных батареях. Пластины в аккумуляторах EFB усилены и запечатаны в «конверты» из специального волокна, защищающие от сульфатации и осыпания активной массы — печальных последствий частых разрядов.
Цена на аккумуляторы EFB ниже, чем на AGM-батареи, а ресурс и устойчивость к глубоким разрядам заметно выше, чем у обычных жидкостных аккумуляторов. Постоянные циклы разряда/заряда, связанные с работой системы «старт-стоп», батареи EFB успешно выдерживают, поэтому именно их обычно рекомендуют владельцам «зелёных» машин.
Что лучше: AGM или EFB?
Напрямую сравнивать батареи EFB и AGM не совсем корректно. Оба типа аккумуляторов хорошо показывают себя в «зелёных» машинах с системой «старт-стоп», но делаются они по разным технологиям и для разных задач. AGM – это бескомпромиссное решение, способное работать в экстремальных условиях, при сильных вибрациях и больших кренах, выдавать стабильное напряжение без просадок и быстро восполнять заряд. За это их уважают джиперы, использующие мощные электрические лебёдки, и любители качественного автозвука. Высокая стоимость батарей AGM вполне соответствует их уровню.
Аккумуляторы EFB – промежуточная ступень между AGM и обычной жидкостной батареей, их можно назвать удачным компромиссом. Будучи конструктивно ближе к «классике», EFB не сильно уступает AGM в стойкости к глубоким разрядам и скорости зарядки. Это решение для тех, кто не готов переплачивать за экстремальные возможности батарей AGM, а просто хочет обеспечить нормальную работу системы «старт-стоп». В этом случае купить аккумулятор EFB – разумный выбор.
А что если нужен аккумулятор для гибрида? Ведь помимо мощной тяговой батареи, питающей электромотор, в гибридах есть и обычный стартерный аккумулятор, как и в любой бензиновой машине. Здесь всё просто: в любом гибриде, в том числе «мягком» (Mild Hybrid), система «старт-стоп» есть априори. И выбор аккумулятора для гибрида ничем не отличается от описанного выше – это батареи AGM и EFB. Например, на Toyota Prius с завода установлен именно AGM-аккумулятор на 45, Ач.
Как «прикурить» аккумулятор AGM или EFB
Устойчивость аккумуляторов AGM и EFB к глубоким разрядам – это способность заряжаться после них полностью, не теряя прежней ёмкости. Что не делает глубокий (или даже полный) разряд невозможным – обмануть физику не получится.
Что делать, если батарея полностью разрядилась? Есть разные мнения, можно ли «прикуривать» AGM-аккумулятор. Кто-то уверен, что категорически нельзя, другие считают, что ничего страшного не случится. Разумнее исходить из конкретной ситуации: если в батарее остался какой-то ток, но его не хватает, чтобы завести двигатель – вполне допустимо помочь ей «прикуркой», если делать всё правильно и использовать качественные пусковые провода. Если же аккумулятор посажен «в ноль» – не стоит мучить технику. Разряженную батарею нужно снять и полностью зарядить от внешнего зарядного устройства. Это касается не только AGM, но и EFB, и обычных жидкостных аккумуляторов.
Если аккумулятор посажен «в ноль» – не стоит мучить технику. Батарею нужно снять и полностью зарядить.
Зарядка аккумуляторов EFB и AGM
Как зарядить EFB и AGM аккумуляторы внешним зарядным устройством? В части зарядки батареи EFB ничем не отличаются от обычных, поскольку в них тоже используется жидкий электролит. Аккумулятор заряжается током, равным 10% от номинальной ёмкости и напряжением не выше 14,8 В. На цифровом зарядном устройстве для зарядки EFB-батареи следует выбирать режим для жидкостных аккумуляторов (WET или SLI). Температурная компенсация (значок снежинки на зарядном устройстве) для EFB не требуется.
С батареями AGM всё немного сложнее из-за их большей чувствительности к перезаряду: напряжение не должно превышать 14,4 В. Чтобы правильно зарядить AGM-аккумулятор, лучше использовать электронное зарядное устройство с микропроцессором, поддерживающее режим зарядки AGM и температурную компенсацию. При ручной зарядке обычным трансформаторным «зарядником» велик риск перегреть стекломаты батареи.
Что касается зарядки непосредственно в машине, то не стоит переживать: генератор современного автомобиля, тем более «зелёного», успешно справится с любым типом батареи.
Источник
Что нужно знать об аккумуляторах AGM Start-Stop
Что нужно знать об аккумуляторах AGM Start-Stop
Большинство автомобилестроительных компаний, производящих модели, оснащенные системой «старт – стоп», устанавливают на них аккумуляторы AGM Start-Stop. Цена их выше обычных свинцово-кислотных АКБ, зато они выдерживают высокие нагрузки и больше циклов заряда/разряда.
Absorbent Glass Mat (AGM) была создана в 70-е годы американской компанией Gates Rubber. От классических аккумуляторов AGM отличаются тем, что электролит в них не жидкий, а абсорбированный. На практике – это пористое стекловолокно, пропитанное электролитом. Поскольку поры заполнены не целиком, остается свободный объем, в котором и происходит рекомбинация газов. Кстати, батареи AGM в ВВС США используются на бомбардировщиках B-52 и истребители F-18. Автомобилисты стремятся купить аккумуляторы AGM Start-Stop на свои азиатские, европейские автомобили и мототехнику.
Типы аккумуляторов AGM Start-Stop:
- с электродами спиральной конфигурации. Производится, в основном, в Северной Америке, в том числе на заводах японской корпорации YUASA. У спиральных элементов больше площадь контакта, и, как следствие, они выдают большие кратковременные токи и требуют меньше времени для зарядки. Правда, при этом уменьшается удельная емкость АКБ,
- с электродами плоской конфигурации. Производятся в Европе и США. По своей популярности обогнали аналог со спиралевидным элементом.
В продаже имеются аккумуляторы AGM Start-Stop обоих типов.
Преимущества батарей AGM перед жидкостными:
- Могут разряжаться максимум на 30% без последствий для собственной работоспособности, тогда как обычные только на 15%.
- Времени на зарядку им нужно в два, а то и в три раза меньше.
- Отдача тока вдвое больше от 550 А до 900 А, тогда как у классических – 300-500 А. Это полностью исключает проблемы с запуском двигателя в мороз.
- Срок эксплуатации составляет 5-10 лет (зависит от бренда), а с жидким электролитом — от 3 до 5.
- Количество циклов разряда-заряда при стопроцентной глубине разряда в 7-8 раз больше. При пятидесятипроцентной – в 3-4 раза больше. При тридцатипроцентной – в 2 раза больше.
- Не надо доливать электролит, поскольку он не испаряется.
Аккумуляторы AGM Start-Stop в Москве можно приобрести в магазинах запчастей и комплектующих, в специализированных магазинах, в интернет-магазинах автомобильных аккумуляторах, в автомобильных дилерских центрах и автосервисах.
Источник
Особенности аккумуляторов с системой старт-стоп
С целью сокращения расхода топлива, а также снижения нагрузки на двигатель и уменьшения количества вредоносных выбросов в атмосферу, большинство современных автомобилей оборудуются системой Start-Stop. Такая технология обеспечивает автоматическое отключение двигателя при работе на холостых оборотах, после чего обеспечивают запуск силового агрегата в момент продолжения движения. Использование системы Start-Stop особенно актуальна в условиях пробок. Еще совсем недавно подобные системы устанавливались автомобилистами добровольно с целью экономии топлива. Сейчас ими оснащают большинство современных транспортных средств, владельцы которых могут даже не догадываться, что в конструкции их транспортного средства присутствует подобная опция.
Принцип работы системы Start-Stop
Основной задачей использования подобной технологии считается снижение количества вредных для окружающей среды выхлопов, а также экономия топлива. Статистика показывает, что использование системы Start-Stop позволяет сэкономить от 5 до 10 % топлива. Принцип работы крайне прост. При остановке машины система автоматически глушит двигатель транспортного средства, после чего запускает его повторно в момент, когда водитель отпускает педаль тормоза.
Использование подобной системы, хоть и помогает экономить топливо, но подвергает стартер транспортного средства чрезмерной нагрузке, поскольку двигатель глушится и заводится повторно десятки раз за одну поездку. В результате на аккумулятор ложится огромная нагрузка. В некоторых авто используются реверсные генераторы для питания бортовой сети и старта двигателя, но они позволяют снизить нагрузку на батарею лишь частично. Поскольку срок эксплуатации аккумулятора прямо зависит от количества циклов заряда и разряда, для использования на авто системы Start-Stop требуются батареи повышенной стойкости.
Отличия аккумуляторов Start-Stop от обычных
Аккумуляторы для авто с системой Start-Stop отличаются от обычных батарей следующими параметрами:
- Безопасность для окружающей среды. При зарядке такие батареи практически не выделяют токсических испарений.
- Аккумуляторы такого типа относятся к классу необслуживаемых и имеют срок службы до 12 лет. За год простоя авто батарея разрядится всего на 15-20 %, что считается внушительным дополнительным преимуществом.
- Стоимость аккумуляторов для авто с системой Start-Stop выше обычных, но разница компенсируется длительным сроком эксплуатации устройства.
Аккумулятор современного автомобиля считается одним из основных узлов конструкции. Этот элемент уже давно перестал отвечать исключительно за запуск двигателя и питание осветительных приборов. На современных машинах аккумуляторная батарея обеспечивает питания центрального бортового компьютера и устройств системы мультимедиа. От него также работают основные элементы системы Start-Stop.
Источник
Аккумуляторы для автомобилей с технологией Start-Stop
Если вы – житель мегаполиса, то вам известно, что у автомобилистов передвижение в таких условиях отличается определенными особенностями. Самый неприятный момент — пробки, подчас занимающие очень много времени. Такое передвижение «по метру в час» очень затратно в плане горючего.
Вот здесь и потребуется установка системы START-STOP, которая будет регулироваться при помощи автомобильного бортового компьютера автомобиля. В случае превышения длительности остановки
автомобиля, которая была определена у установлена предварительно, происходит автоматическое выключение двигателя. Когда вы готовы ехать дальше, просто нажмите педаль газа.
Такая продуктивная технология дает возможность ощутимо сохранить горючее в длительных заторах.
Однако есть и некоторые особенности применения системы START-STOP. Они касаются очень большой нагрузки, которая приходится на аккумуляторную батарею машины. Ведь чем чаще вы заводите автомобиль, тем быстрее разряжается АКБ.
Из этого следует, что внедрение системы START-STOP требует создания соответствующего аккумулятора для автомобиля, в котором также будет оборудована эта система.
Как это работает?
В основе нового аккумулятора с системой START-STOP лежит применение конструкции аккумулятора AGM с гелевым типом электролита. Пропитывается специальный пакет
из стекловолокна, в который упакованы пластины аккумулятора. При высоких пусковых токах, даже при полном разряде, такие батареи способны сохранять равномерную
величину пускового тока.
Ограничение такого применения заключается в том, что свойства быстрого заряда не полезны для аккумуляторной батареи. Так как способствуют быстрому её износу.
Создание аккумуляторов EFB стало решением данной проблемы. Упаковка пластин аккумулятора в конвертах из микроволокон здесь подобна предыдущей модели. Но свойства электролита остаются не гелевыми, а жидкими по консистенции.
Обработка пластин такого устройства серебром способствует повышению степени устойчивости батареи к быстрому изнашиванию. Это позволит продлить время эксплуатации аккумуляторной батареи.
Стоимость обеих типов аккумуляторов примерно одинакова. Однако не стоит забывать, что для приобретения того или иного типа АКБ нужно учитывать требования
вашего автомобиля. В нашем магазина представлен большой выбор аккумуляторов для автомобилей оснащенных технологией Старт-Стоп..Желательно дополнительно проконсультироваться.
Источник
Почему аккумуляторы для систем start-stop втрое дороже обычных?
Илья Хлебушкин
Когда мы готовили материал о системах start-stop (АР №2, 2013), то подивились троекратной цене особых аккумуляторов для этих систем. И правда, почему так дорого? За ответом я отправился на специальный завод Varta в Цвиккау, где производят батареи по технологии AGM.
Свинцовые аккумуляторы со связанным электролитом, изготовленные по технологии AGM (Absorbent Glass Mat, «поглощающее стекловолокно»), появились около 40 лет назад — их изобрели для работы в буферном режиме в стационарных системах бесперебойного электроснабжения. Такие батареи хороши с точки зрения безопасности, поскольку практически не выделяют в атмосферу образующиеся при зарядке газы — их пузырьки задерживаются в порах матов-сепараторов и, не улетучиваясь, постепенно возвращаются обратно в жидкий электролит (этот процесс называется рекомбинацией газов и достигает в AGM-аккумуляторах 96-99%). А в качестве бонуса — низкий саморазряд (всего на 15-20% за год простоя), полная необслуживаемость и долгий, до 12-15 лет, срок службы.
В 90-х годах прошлого века технология AGM прижилась в автоспорте. Во-первых, вновь из-за безопасности — теперь уже благодаря полностью герметичному корпусу аккумулятора, исключающему вытекание электролита при аварии. А во-вторых, из-за компактности — благодаря малому сопротивлению не изолирующих, а пропитанных электролитом сепараторов большой пусковой ток они выдают при меньшей емкости, то есть с меньшим количеством пластин в пакете.
А на обычных автомобилях AGM-аккумуляторы появились больше десяти лет назад, задолго до распространения систем start-stop — из-за возможности быстро и отдавать, и принимать большое количество энергии, способности безболезненно выдерживать глубокие разряды (при периодических разрядах больше 50% AGM-батарея прослужит вчетверо дольше обычной) и не деградировать при частых циклах разрядов-зарядов. Ведь стекловолоконные маты вдобавок ко всему механически удерживают активную массу на пластинах, не давая ей осыпаться. Именно поэтому на машинах с системой start-stop подобный аккумулятор способен проработать четыре-пять лет, а не два-три года, как обычный «жидкий».
Первым из «гражданских» автомобилей AGM-батарею в 2002 году примерил рестайлинговый Mercedes S-класса W220, а сделали ее в Цвиккау.
Сейчас завод ежегодно производит четыре миллиона батарей исключительно серий Start Stop как со своим брендом Varta, так и для «упаковщика» Bosch — почти монополист, закрывший 80% конвейерных поставок батарей европейским автопроизводителям для машин с системой start-stop (для сравнения: весь рынок продаж аккумуляторов в России — около 10-11 млн штук). И хоть сейчас тут готовы делать шесть с половиной миллионов батарей, но столько понадобится только к 2015 году, когда, по прогнозам, систему start-stop будут иметь 70% европейских машин.
В цехах — немецкая стерильность, автоматизация — высочайшая: со всем управляются всего сто человек в смену. Как на любом другом аккумуляторном заводе, тут плавят чушки свинцовых сплавов, смешивают активную массу в многотонных миксерах, делают решетки электродов… Не самым, кстати, современным способом делают — льют и положительные, и отрицательные решетки для 40% аккумуляторов, а современные панчинговые (штампованные) плюсовые решетки для остальных будут привозить с завода в Ганновере до тех пор, пока литьевое оборудование в Цвиккау не выработает свой ресурс. Любопытно, что по внешнему виду и маркировке на аккумуляторе нельзя определить, какая решетка внутри, а ведь от нее в конечном итоге зависит срок службы батареи.
Источник