Меню

Что собой представляют отработанные АКБ

Нужна ли лицензия для работы с АКБ?

лицензия на прием аккумуляторов

В этой статье дадим ответы на вопросы – нужна ли лицензия при работе с АКБ и что поменялось с 2016 года, а также, что ждет бизнес АКБ в грядущем 2017 году.

Аккумуляторные батареи или просто аккумуляторы (по тексту далее – АКБ), которые более не подлежат прямому использованию, поскольку отработали свое, способны приносить бизнесменам очень хороший доход. Но вот вопрос: можно ли в этом случае обойтись только лицензией на работу с отходами цветных и черных металлов? Если происходит утилизация аккумуляторов – требуется лицензия или нет?

Что собой представляют отработанные АКБ?

отработанный старый аккумулятор

отработанный старый аккумулятор

Любой АКБ служит, как правило, не больше 4-х лет. А далее такой отработанный аккумулятор переходит в разряд опасных отходов, поскольку:

  • он содержит электролиты, в которых присутствует серная кислота, вызывающая тяжелые ожоги у человека. Кроме того, ее испарения опасно воздействуют на легкие и на дыхательные пути;
  • в АКБ присутствует свинец. С одной стороны, это канцерогенный металл, а его соединения образуют политропный ад. Этот яд способен вызвать необратимые изменения в нервной и сердечнососудистой системах. Но с другой стороны, свинец является ценным цветным металлом. При изготовлении стандартного автомобильного аккумулятора используется около 17 кг свинца, покупная стоимость которого в регионах разнится и доходит до 100 рублей за 1 кг и даже более. Именно этот металл и составляет интерес закупщиков.

Однако отработанные аккумуляторы, которые подлежат переработке и идут на утилизацию, по истечении своего срока службы не относится к лому цветных металлов. Он классифицируется согласно федеральному закону №89-ФЗ от 24.06.98 г. «Об отходах потребления» (статья 1), как отходы. И в зависимости от фактического содержания в аккумуляторах электролита они могут признаваться отходами II класса опасности (т.е. отходы с высокой опасностью) или отходами III класса опасности (т.е. отходы умеренной опасности) по ФККО. Перевод АКБ из одного класса опасности в меньший означает слив из него электролита, который очень вреден и не имеет коммерческой ценности. Данный процесс на языке законодательства именуется обезвреживанием. Согласно ст.1 закона №89-ФЗ обезвреживание происходит посредством изменения у отходов их состава, их химико-физических свойств. Цель данных изменений – уменьшение отрицательного влияния отходов на окружающую среду и на людей.

Определение класса опасности у аккумуляторов производится с помощью специального классификатора отходов, утвержденного Росприроднадзором РФ в приказе №445 от 18 июля 2014г. Согласно этому классификатору вид каждой батареи занесен в соответствующий блок:

  • в блоке №9 представлены коды для автомобильных аккумуляторов;
  • в блоке №4 отражены коды для остальных видов батарей.

Последняя цифра (11-я) в коде означает класс опасности. И поскольку лом АКБ относятся либо к 2-му, либо к 3-му классу опасности, то получать лицензию для работы с ними придется обязательно, включая лицензию на сбор!

Видео – как происходит утилизация аккумуляторов:

Нормативное обоснование необходимости получения лицензии для работы с АКБ

Об обязательности получения лицензии для работы с АКБ говорят два основных нормативных документа, регулирующих данную сферу:

  • прежде всего, закон №89-ФЗ. В его статье 9 сказано, что деятельность, связанная со сбором отходов, относимых к 1 – 4 классу по опасности, с их перевозкой, обработкой, утилизированием, размещением и обезвреживанием, в обязательном порядке должна быть лицензирована;
  • лицензирование указанной деятельности должно быть реализовано и на основании другого федерального акта – закона №99-ФЗ от 04 мая 2011г. «О лицензировании». В этом законе в статье 1 (пп.30 п.1) все процессы, связанные с обращением отходов I-IV классов опасности, поименованы как обязательные лицензированию. Кроме того, сам процесс получения лицензии осуществляется с соблюдением требований именно закона №99-фз.

Однако оформляя лицензию с учетом норм вышеуказанных законов, следует учесть, на какие виды работ нужно получить разрешение.

Что входит в лицензируемый вид деятельности?

Стоит отметить, что обезвреживание использованных аккумуляторов – это все-таки отдельный вид работ, а не деятельность. Однако при получении лицензии потребуется конкретика, чем именно собирается заниматься предприятие. Поэтому нужно знать, какие виды работ составляют лицензируемую деятельность, связанную с оборотом опасных отходов, включая и отработавший аккумулятор:

  • сбор. Под данным видом работ понимается прием аккумуляторов от граждан (включая и предпринимателей) и от компаний с целью последующей их обработки, обезвреживания, и т.д. Таким образом лицензия на сбор нужна, а принимать аккумуляторы без лицензии нельзя;
  • обработка. Данный процесс связан с подготовкой отходов к последующему их утилизированию. В состав этого процесса входят такие операции, как очищение отходов, их разборка, сортирование и иные;
  • транспортировка. Этот процесс представляет собой перемещение отходов с использованием транспортных средств за пределы границ того участка, на котором происходит приемка, утилизирование отходов и прочие процессы. Следует отметить, что закон №89-ФЗ указывает, что земля, на территории которой происходит работа с опасными отходами (и с ломом АКБ, в частности), может принадлежать на праве собственности предприятию, занимающемуся данным лицензируемым видом деятельности, а может находиться в его распоряжении и по иным основаниям (например, по договору аренды);
  • размещение. Включает в себя складирование (т.е.хранение) отходов и их захоронение. Под складированием понимается хранение отходов в специальных условиях в течение срока, превышающего 11 месяцев, для последующего утилизирования, захоронения или обезвреживания. Под захоронением понимается полное изолирование отходов, которые не подлежат дальнейшему обращению, чтобы не допустить их проникновения в окружающую среду;
  • утилизация. Нужно принять тот факт, что утилизация представляет собой коммерческое применение отходов, в частности, в товарном производстве, для реализации работ, при оказании услуг, а также рециклинг (повторное использование отходов по их прямому назначению). Кроме того, к утилизации относится и рекуперация – вторичное использование извлеченных из отходов полезных элементов. Если заявлена утилизация аккумуляторов – лицензия также требуется ;
  • обезвреживание. Цель этого процесса – снижение негативности со стороны отходов в их воздействии на людей и природу. Это происходит за счет изменения состава самих отходов (например, из лома АКБ удаляют электролиты), изменения их физико-химических свойств, и т.д.

пункт приема аккумуляторов

пункт приема аккумуляторов

Лицензия выдается в целом на деятельность по приемке, перемещению, утилизации, по обработке, размещению и по обезвреживанию опасных отходов 1-4 класса. Но в самом разрешении дается важная конкретика, в частности:

  • перечисляются виды работ, какие входят в состав лицензируемой деятельности. Например, лицензия может выдаваться только на прием и транспортировку отходов. Это означает, что иными видами работ (утилизация, обезвреживание и т.д.) предприятию запрещено заниматься. Поэтому, получая лицензию, необходимо точно определиться с теми видами работ, на которые оформляется данное разрешение. Так, для приемки лома АКБ очень важна процедура по обезвреживанию, а потому ее нельзя проигнорировать при подготовке заявления на лицензирование;
  • еще одним важным моментом является класс опасности отходов. В лицензии обязательно перечисляются не только разрешенные виды работ, но и тот класс отходов, с которым предприятие планирует работать. При этом вид работ указывается в лицензии с уточнением, с каким видом отходов он может быть реализован. Например, в лицензии будет стоять «сбор отходов 1 класса опасности, сбор отходов 2 класса…».
Читайте также:  Фаркоп WESTFALIA 323107600001 для Range Rover L405

Стоит еще также заметить, что лицензия:

  • это разрешение, которое выдается на конкретное лицо. И согласно п.2 статьи 9 закона №89-ФЗ заниматься приемкой и последующим утилизированием отходов под лицензией другого лица запрещено;
  • лицензию на обращение отходов, в том числе и АКБ, может получить, как предприниматель, так и коммерческая организация. Но в обоих случаях обязательна государственная их регистрация в установленном законами порядке. А вот простой гражданин вправе только сдать старый аккумулятор (статья 13.1 закона №89-фз), который находится у него в собственности. Кроме того, организациям и предпринимателям тоже не запрещают сдавать свои старые АКБ, но при условии, что есть документы, какие подтверждают наличие права собственности на данные отходы (п.2 ст.13.1, закон №89 – ФЗ). И для этого указанным лицам не потребуется лицензия! Если, конечно, оборот АКБ не составляет их деятельность. Т.е. АКБ не приобретены ими специально для продажи и не было цели заработать.

к содержанию ↑

Работа с приемом аккумуляторов после 01 июля 2016 года

Внесенные в закон №89-ФЗ изменения в 2016 году серьезно скорректировали порядок работы с АКБ, в частности:

  • разрешения на обезвреживание отходов 1-4 класса и их размещение, которые выданы предприятиям до 01 июля 2015 года, остаются в силе до 01 января 2019 года. Причем, указанные лицензии предприятия вправе переоформить на более широкий вид деятельности, т.е. на сбор, обработку отходов и т.д.;
  • те организации и предприниматели, которые занимаются сбором, перевозкой, обработкой и утилизацией отходов до 4-го класса опасности (включительно), теперь обязаны получить разрешение на указанные виды работ. И сделать это нужно было до 01 июля 2016 года. После 1-го числа заниматься без лицензии указанной деятельностью запрещено. В противном случае предприятию грозит административная и уголовная ответственность.

Ответственность остается и в 2017 году и 2018 и будет действовать, пока не произойдут очередные изменения.

На фото бланк лицензии работу с классами отходов 1-4

На фото пример лицензии работу с классами отходов 1-4

Ответственность за работу без лицензии

Наказание будет достаточно суровым, если работа ведется без наличия разрешения:

  • статьи 8.2 и 14.1 КоАП РФ – это штраф до 250 тысяч рублей (сумма может определяться судом), либо приостановка деятельности до девяноста дней. Получивший штраф врядли получит приостановку деятельности;
  • статья 171 Уголовного кодекса РФ. Часть 1-я этой статьи предусматривает взыскание до 300-т тысяч рублей, обязательные работы или арест до полугода. А 2-я часть данной статьи обязывает к уплате до 500 тыс.рублей или предусматривает лишение свободы на 5 лет максимум;
  • все сделки на основании статьи Гражданского Кодекса РФ 173, совершенные без разрешения (лицензии), признаются недействительными;
  • кроме того, есть множество и налоговых последствий для бизнеса, если он работает без лицензии в той сфере, где она должна быть.

к содержанию ↑

Получение лицензии на работу с АКБ

Как получить лицензию? Можно обратиться в специализированную юридическую фирму, а можно все делать самостоятельно. Чтобы получить лицензию для работы с аккумуляторами, потребуется:

  • экспертное заключение, которым подтверждается полное соответствие лицензируемой деятельности санитарным правилам и нормативам. Срок рассмотрения документов на получение данного заключения составляет 30 рабочих (!) дней;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение от Роспотребнадзора РФ. Документы, поданные на его получение, рассматриваются в течение 30-ти дней;
  • положительное заключение от Государственной экологической экспертизы. Оно выдается на оборудование, которое используется при обезвреживании отработанных АКБ;
  • непосредственно лицензия, разрешающая деятельность по обращению отходов 1-4 класса опасности. Выдается лицензия Росприроднадзором РФ (лицензирующий орган). Рассматриваются документы, поданные на ее получение, в течение не более 45-ти рабочих (!) дней.

Скорость и реальность получения лицензии на акб зависит от качества поданных документов на ее соискание и от соответствия предприятия лицензионным требованиям. Если обращаться в фирму, то скорость получения лицензии может зависеть от того – сколько за нее придется платить.

Источник

Новости

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НУЖНО ОФОРМИТЬ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ИЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОТХОДОВ

Источник:http://www.ecoindustry.ru/news

Вопрос:
На предприятии образуются отходы: аккумуляторы отработанные с неслитым электролитом, покрышки отработанные с металлическим кордом, отработанные моторные масла. Сейчас сдаем их на переработку в специализированные организации. Выходит довольно дорого. Можно ли продавать аккумуляторы частным лицам-скупщикам, которые не имеют лицензий?
Можно ли использовать моторные отработанные масла — на смазку деталей и узлов в технике? Лицензии на использование не имеем. Отработанные покрышки хорошо разбирает население на канализацию — можно ли передавать им? Какие документы должны быть у нас оформлены при передаче аккумуляторов, покрышек, использовании масла?

Ответ:
Указанный в вопросе перечень действий допустим, если аккумуляторы, отработанные масла и покрышки будут документально относиться к побочным продуктам, а не к отходам.
Для реализации ресурсов как побочных продуктов, необходимо иметь Технические условия на эти продукты.
Если моторные отработанные масла документально являются отходом (информация о ресурсе включена в ПНООЛР), то для использования отработанных масел в качестве смазки деталей и узлов в технике необходимо получить лицензию на обращение с отходами.
Продажа/передача отходов физическим лицам не допустима. Допустима продажа/передача отходов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на данный вид деятельности.
Для получения более подробных разъяснений см. обоснование.

Обоснование:
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ):
— отходы производства и потребления — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ.

Материальный объект обретает статус «отхода производства» тогда, когда сведения о нем включаются самим хозяйствующим субъектом в паспорт отхода и в проект нормативов образования и лимитов на размещение отходов конкретного предприятия при их разработке.

Из условий Вашего вопроса мы поняли, что аккумуляторы и покрышки, образующиеся у Вас на предприятии, являются документально отходами и информация по данным отходам занесена в ПНООЛР.

Читайте также:  ТОП 7 лучших смартфонов Sony в соотношении цена качество на 2021 год

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию (ст.1 Федерального закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация) (ст.1 Федеральный закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Повторное использование моторных отработанных масел в качестве смазки деталей и узлов в технике является утилизацией.

Таким образом, в случае, если Вы повторно применяете отходы моторных отработанных масел, то Вам нужна на данный вид деятельности соответствующая лицензия.

Продажа/передача отходов I-IV классов опасности допустима юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на данный вид деятельности.

Продажа/передача отходов I-IV классов опасности физическим лицам не допустима.

Также существует иной способ реализации аккумуляторов, масел и покрышек:
Побочный продукт — дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции.

Примечание — Побочный продукт не является отходом (ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения»).

Определение вторичного сырья регламентируется ГОСТ Р 54098-2010 «Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения» (далее — ГОСТ Р 54098-2010).

Если Вы действительно документально определили категорию ресурса как «побочный продукт», то действия, связанные с его обращением, не будут попадать под действие природоохранного законодательства.

Следовательно, если аккумуляторы, масла и покрышки будут классифицированы Вами как побочный продукт, их можно будет продавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям без наличия у них на это соответствующей лицензии.

Продажа физическим лицам побочных продуктов также допускается.

Обращаем Ваше внимание, что необходимо наличие технических условий (далее – ТУ) для подтверждения того, что в результате применения определенной в ТУ технологии из отхода была получена вторичная продукция.

Источник

Батарейки и законодательство

В настоящее время федеральное законодательство не регламентирует обращение с отработанными батарейками, образующимися у населения, в частности, не устанавливает требование обязательности их отдельного сбора. Существующие требования в области обращения с отходами направлены преимущественно на деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также тех, чья деятельность является обращением с отходами (деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов).

В частности, данные требования включают подтверждение классов опасности образующихся отходов, составление паспортов отходов, проведение инвентаризации отходов, разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, расчет и внесение платы за размещение отходов, учет отходов, представление отчетности и т.д. Данные требования содержатся в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ об отходах) и подзаконных нормативно-правовых актах.

В последнее время в законодательстве об обращении с отходами произошло немало изменений. Некоторые из них свидетельствуют о положительных сдвигах в решении проблемы сбора отработанных батареек, а некоторые – о предстоящих затруднениях в осуществлении сбора батареек (по сравнению с текущей ситуацией).

Так, Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ в ФЗ об отходах введена статья, содержащая следующее положение: «Производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации». Таким образом, данным положением вводится ответственность производителей и импортеров за утилизацию произведенных и импортированных ими товаров. Правильная реализация данного положения на практике должна привести к кардинальному изменению ситуации со сбором ряда отходов, а именно к появлению и развитию систем их отдельного сбора.

Данное положение об утилизации относится не к произвольному, а к вполне конкретному и исчерпывающему перечню товаров, который устанавливается Правительством РФ. В настоящее время он утвержден Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств». Перечень достаточно широкий, он содержит 36 групп товаров и услуг, общее число внесенных в него позиций – 433 (по кодам Общероссийского классификатора продукции). Среди прочих товаров в него включены и аккумуляторы (8 позиций). Первичные источники тока – «батарейки», столь распространенные в быту, в него не вошли. Вероятно, следует ожидать их включение в данный перечень в будущем.

Еще одно изменение связано с расширением Федерального классификационного каталога отходов (далее – ФККО). Данный каталог содержит сведения о наименованиях отходов, их происхождении и о классе опасности отходов. Приказом Росприроднадзора от 20 июля 2015 г. № 585 в него был включен такой отход, как «химические источники тока марганцово-цинковые щелочные неповрежденные отработанные» 2-го класса опасности[1]. Данный тип источников тока является наиболее распространенным в бытовом использовании («щелочные батарейки»). Появление данного вида отхода в ФККО говорит о признании на законодательном уровне его высокой опасности для окружающей среды(соответствующей II-му классу опасности).

Изменением, способным в значительной степени затруднить осуществление сбора отработанных батареек у населения, является введение лицензирования на деятельность по сбору и транспортированию отходов. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ (ред. от 29.06.2015) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I-IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года. После 1 января 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается. Поскольку самые распространенные «щелочные батарейки» являются отходом II класса опасности, осуществление их сбора и транспортирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без лицензии будет являться нарушением действующего законодательства. Предприятия, осуществляющие в настоящее время сбор батареек у населения, несут не только организационную нагрузку, но и финансовые расходы (на сбор, транспортировку, переработку батареек). Лицензирование является увеличением этой нагрузки. Если лицензия не требуется для основной деятельности предприятия, то, вероятно, не все из них возьмут на себя ее получение. Для многих пунктов сбора батареек, в особенности небольших предприятий, лицензирование станет, вероятно, непреодолимым препятствием. Однако, следует отметить, что требования законодательства меняются, в частности, лицензирование сбора и транспортирования отходов уже вводилось ранее и было отменено несколько лет назад.

[1] В соответствии с ФЗ об отходах (ст. 4.1), отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности:

Читайте также:  Аккумулятор для Asus X5DIJ 4400 5200mAh

I класс — чрезвычайно опасные отходы,

II класс — высокоопасные отходы,

III класс — умеренно опасные отходы,

IV класс — малоопасные отходы,

V класс — практически неопасные отходы.

По материалам лекции «Куда сдать батарейки?» от 9 октября 2015 г, прочитанной в Культурном центре «Путь к себе».

Источник



Статья 48. Требования к обращению с отработавшими химическими источниками тока, включая батареи (гальванические элементы) разового использования, аккумуляторы и аккумуляторные батареи

Статья 48. Требования к обращению с отработавшими химическими источниками тока, включая батареи (гальванические элементы) разового использования, аккумуляторы и аккумуляторные батареи

1. Отработавшие химические источники тока, включая батареи (гальванические элементы) разового использования, аккумуляторы и аккумуляторные батареи подлежат особому регулированию в связи с содержанием в них таких тяжелых металлов, как ртуть, кадмий, свинец, и высокой потенциальной опасностью для окружающей среды.

2. Отработавшие химические источники тока подлежат раздельному сбору и не должны смешиваться с отходами потребления.

3. Организация системы финансирования работ по сбору и утилизации отработавших химических источников тока осуществляется за счет взимания платы с национальных и иностранных хозяйствующих субъектов, размещающих химические источники тока на рынке государства.

4. Порядок маркировки химических источников тока, предусматривающей отметку в виде перечеркнутого мусорного ящика, показывающую, что их нельзя выбрасывать как обычные бытовые отходы, порядок сбора и утилизации химических источников тока в конце их жизненного цикла регулируются нормами специальных технических регламентов государства.

5. Предприятия, осуществляющие централизованный сбор и (или)
переработку отработавших химических источников тока, должны иметь государственную лицензию на этот вид деятельности и положительное заключение государственной экологической экспертизы.

6. В качестве наилучших доступных технологий утилизации отработавших химических источников тока предусматривается, в частности, технология на основе индукционной плавки с предварительной сепарацией химических источников тока, что позволяет перерабатывать металлическую, оксидно-сульфатную фракции и пластмассы.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Новости

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НУЖНО ОФОРМИТЬ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ИЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОТХОДОВ

Источник:http://www.ecoindustry.ru/news

Вопрос:
На предприятии образуются отходы: аккумуляторы отработанные с неслитым электролитом, покрышки отработанные с металлическим кордом, отработанные моторные масла. Сейчас сдаем их на переработку в специализированные организации. Выходит довольно дорого. Можно ли продавать аккумуляторы частным лицам-скупщикам, которые не имеют лицензий?
Можно ли использовать моторные отработанные масла — на смазку деталей и узлов в технике? Лицензии на использование не имеем. Отработанные покрышки хорошо разбирает население на канализацию — можно ли передавать им? Какие документы должны быть у нас оформлены при передаче аккумуляторов, покрышек, использовании масла?

Ответ:
Указанный в вопросе перечень действий допустим, если аккумуляторы, отработанные масла и покрышки будут документально относиться к побочным продуктам, а не к отходам.
Для реализации ресурсов как побочных продуктов, необходимо иметь Технические условия на эти продукты.
Если моторные отработанные масла документально являются отходом (информация о ресурсе включена в ПНООЛР), то для использования отработанных масел в качестве смазки деталей и узлов в технике необходимо получить лицензию на обращение с отходами.
Продажа/передача отходов физическим лицам не допустима. Допустима продажа/передача отходов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на данный вид деятельности.
Для получения более подробных разъяснений см. обоснование.

Обоснование:
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ):
— отходы производства и потребления — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ.

Материальный объект обретает статус «отхода производства» тогда, когда сведения о нем включаются самим хозяйствующим субъектом в паспорт отхода и в проект нормативов образования и лимитов на размещение отходов конкретного предприятия при их разработке.

Из условий Вашего вопроса мы поняли, что аккумуляторы и покрышки, образующиеся у Вас на предприятии, являются документально отходами и информация по данным отходам занесена в ПНООЛР.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию (ст.1 Федерального закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация) (ст.1 Федеральный закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Повторное использование моторных отработанных масел в качестве смазки деталей и узлов в технике является утилизацией.

Таким образом, в случае, если Вы повторно применяете отходы моторных отработанных масел, то Вам нужна на данный вид деятельности соответствующая лицензия.

Продажа/передача отходов I-IV классов опасности допустима юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на данный вид деятельности.

Продажа/передача отходов I-IV классов опасности физическим лицам не допустима.

Также существует иной способ реализации аккумуляторов, масел и покрышек:
Побочный продукт — дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции.

Примечание — Побочный продукт не является отходом (ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения»).

Определение вторичного сырья регламентируется ГОСТ Р 54098-2010 «Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения» (далее — ГОСТ Р 54098-2010).

Если Вы действительно документально определили категорию ресурса как «побочный продукт», то действия, связанные с его обращением, не будут попадать под действие природоохранного законодательства.

Следовательно, если аккумуляторы, масла и покрышки будут классифицированы Вами как побочный продукт, их можно будет продавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям без наличия у них на это соответствующей лицензии.

Продажа физическим лицам побочных продуктов также допускается.

Обращаем Ваше внимание, что необходимо наличие технических условий (далее – ТУ) для подтверждения того, что в результате применения определенной в ТУ технологии из отхода была получена вторичная продукция.

Источник