Меню

Качество дистиллированной воды Анализ и контроль показателей

Качество дистиллированной воды. Анализ и контроль показателей

Как определить качество дистиллированной воды? Каким образом выполняется анализ и контроль показателей? Понятие дистиллированной воды и её характеристики. Основные химические показатели данной жидкости. Нормативные документы для контроля качества такой воды. Свойства дистиллированной воды и её влияние на человеческий организм. Методы контроля качества в домашних и лабораторных условиях. Качество дистиллированной воды проверяется по остатку примесей. Анализ и контроль показателей напрямую связан с составом исходной жидкости, способом производства дистиллята, исправностью устройства по перегонке, а также условиями, в которых хранится такая вода.

Понятие и характеристики

Дистиллированная вода – это жидкость, очищенная от веществ неорганического и органического происхождения. Сюда относятся соединения минеральных солей, взвешенные вещества, патогенные микроорганизмы, продукты распада после различных живых организмов и т.п. Важно понимать, что не каждая жидкость, которая прошла процесс испарения и осела в конденсат, может считаться дистиллятом.

Дистиллированную жидкость применяют для лечения людей, поэтому её состав и качество очень важны. От этого зависит здоровье человека. В связи с этим качество дистиллированной воды регламентируется нормами, а именно ГОСТ 6709-72. Главные характеристики дистиллированной воды описываются в этих документах.

Базовые показатели по воде, прошедшей дистилляцию

Концентрация в мг на дм³ Название элемента
Не > 5 Остатки примесей после испарения
Не > 0,02 Количество элементов аммонийных солей и частиц аммиака
Не > 0,2 Доля нитратов
Не > 0,5 Присутствие в составе сульфатов
Не > 0,02 Уровень хлорирования
Не > 0,05 Наличие частиц алюминия
Не > 0,05 Остатки железа
Не > 0,8 Доля элементов кальция
Не > 0,02 Наличие частиц меди
Не > 0,05 Присутствие свинца
Не > 0,2 Наличие частиц цинка
Не > 0,08 Концентрация восстанавливающих элементов
5,4-6,6 Кислотность жидкости
5 х 10 в -4 степени Удельная электропроводность состава

Дистиллированная вода бывает различной стадии очищения в зависимости от назначения жидкости. Анализ жидкости позволяет очень точно выявить степень её очистки и присутствие различных примесей в составе. Так, бывает апирогенная жидкость, которая отличает полным отсутствием пирогенных элементов в своём составе. К данным элементам относятся вещества органического происхождения, а также различные бактериальные компоненты. При этом данные составляющие в состоянии негативно влиять на человека, вызывая такие симптомы, как повышение температуры тела, нарушения в обмене веществ, изменения в системе кровообращения и тому подобное. Именно поэтому дистиллят, который предназначен для изготовления составов для инъекций, должен быть в обязательном порядке очищен от пирогенных веществ.

Свойства дистиллята

Очень важно отслеживать воздействие жидкости, прошедшей дистилляцию, на человеческий организм. Как мы уже говорили, дистиллят чаще всего используется для лечения человека. Именно поэтому в каждой аптеке должен вестись журнал анализа дистиллированной воды. Однако, несмотря на лечебные свойства такой жидкости, бесконтрольный приём её противопоказан, поскольку состав может оказывать негативное влияние на человеческий организм.

Если вы решите использовать дистиллированную воду вместо обычной питьевой, то рискуете нанести серьёзный вред своему здоровью, а именно:

  • Дистиллят способен очень быстро выводить из человеческого организма соединения хлоридов, что приведёт к стойкому дефициту этого микроэлемента.
  • Такая вода может приводить к нарушению объёмного и количественного равновесия меду жидкостными объёмами в теле человека.
  • Вода, прошедшая дистилляцию, плохо утоляет жажду, поэтому вы будете больше пить.
  • Данная жидкость вызывает учащённое мочеиспускание, что влечёт за собой потерю элементов калия, натрия и соединений хлоридов, и их нехватку в теле.
  • Концентрация гормонов, отвечающих за водно-солевой баланс, нарушается.

Контроль качества дистиллированной воды

Контролировать состав данной жидкости можно несколькими способами:

  1. В домашних условиях, используя специально предназначенные для этого компактные приборы.
  2. Контроль по количеству органики в составе воды, способной восстанавливать марганцовокислый калий.
  3. Метод контроля по удельной электропроводности.

Рассмотрим каждый метод проверки подробнее.

В домашних условиях можно проверить качество дистиллированной воды, используя сразу несколько приборов. Так, для контроля жёсткости дистиллята используется прибор, называемый в народе, солемер (TDS-метр). Согласно ГОСТу номер 6702-72 допустимая концентрация солей в дистиллированной воде составляет 5 мг/л. Процент содержания хлоридов в такой воде определяют при помощи хлорметра. По ГОСТу этот показатель должен быть равен 0,02 мг/л. Кислотность воды измеряется рН-метром, который позволяет очень точно установить кислотно-щелочной баланс жидкости. Норма данного показателя должна быть в пределах 5,4-6,6 мг/л. Удельную электропроводность дистиллированной воды меряют кондуктометром. Показатель считается в пределах нормы, если прибор показывает значение 500.

Второй метод контроля можно проводить только в лабораторных условиях. Суть его состоит в том, что при обнаружении в дистиллированной воде веществ, способных восстанавливать перманганат калия в концентрации более 0,08 мг/дм³, вода считается некачественной. В такой ситуации требуется выполнить её повторную перегонку с добавлением необходимых растворов.

Довольно распространённым методом оценки качества дистиллированной воды является её проверка по удельной электропроводности. О растворе отличного качества говорит показатель равный не меньше 2 мкСм/см.

Вам необходимо оценить качество дистиллированной воды, но нужных приспособлений для самостоятельного проведения оценки у вас нет? Тогда обращайтесь в нашу лабораторию, где вам проведут все анализы, необходимые для контроля качества жидкости. Чтобы заказать анализ, вам достаточно связаться с нами по указанным телефонам. Стоимость наших услуг вы можете уточнить у менеджера при звонке.

Источник



Основные способы проверить качество дистиллированной воды

Дистиллированная вода применяется в промышленности, бытовых нуждах и дома. Отличить ее от питьевой или водопроводной можно путем химической проверки. Существуют домашние методы оценки качества, когда основные показатели определяются простыми приборами.

Как проверить дистиллированную воду, и сколько это стоит в специальных лабораториях?

Содержание

  1. Установленные требования к качеству
  2. Методы проверки на производстве
  3. Можно или нет провести проверку в домашних условиях
  4. При помощи мультиметра
  5. Солемером
  6. рН-метром
  7. Хлорметром
  8. Анализ в аккредитованной лаборатории
  9. Что делать в случае выявления неудовлетворительного качества?
  10. Заключение

Установленные требования к качеству

Разработан ГОСТ на дистиллированную воду, предусматривающий описание технических характеристик, правил отбора и методы анализа.

Стандарт 6709-72 распространяется на воду, используемую для проведения химических исследований и приготовления растворов.

Качество зависит от параметров:

  • Внешний вид – дистиллированная вода является бесцветной жидкостью, не имеющей цвета и запаха.
  • Сухой остаток (минерализация) – не более 5 мг/л.
  • рН – 5,4 — 6,6.
  • Электрическая проводимость – не более 5*10 -4 См/м.

Еще оценивается содержание ионов солей, металлов и веществ, восстанавливающих перманганат калия (допускается содержание не более указанных значений):

  • Аммиак и аммонийные соли – 0,02.
  • Нитраты – 0,2.
  • Сульфаты – 0,5.
  • Хлориды – 0,02.
  • Алюминий – 0,05.
  • Железо – 0,05.
  • Кальций – 0,8.
  • Медь – 0,02.
  • Свинец – 0,05.
  • Цинк – 0,2.
  • Вещества, восстанавливающие перманганат калия (перманганатная окисляемость) – 0,08.

Если внешний вид определяется визуально, оценить иные параметры можно с помощью специальных приборов и химических методов.

Методы проверки на производстве

При производстве ДВ или ее использовании в целях контроля других параметров ведется отчетность по регулярной проверке качества.

Читайте также:  Как настроить аккумулятор ваз

Это может быть письменный или электронный журнал в зависимости от принятых на предприятии процедур и инструкций по отслеживанию данных.

Для контроля органолептических показателей оценивается визуально отобранный объем, после чего определяется запах.

По характеристике делается соответствующая запись в журнале:

  • Внешний вид – ОК.
  • Наличие запаха – отсутствует.

Физико-химические методы анализа выполняются по ГОСТ 6709-72.

Они основываются на использовании химических реактивов:

  • рН – проверяется водородный показатель на рН-метре с использованием особого электрода.
  • Электропроводность – замеряется проводимость дистиллята кондуктометром или другим аттестованным прибором.
  • Сухой остаток – проводится выпаривание отобранной пробы с последующим высушиванием для расчета оставшихся нелетучих солей относительно общей массы.
  • Аммиак и соли аммония, нитраты – сравнение окраски анализируемого раствора с раствором сравнения (выступает безаммиачная вода, к которой прибавляются те же самые реактивы) после смешивания со щелочами, кислотами, солями и индикаторами.
  • Сульфаты, хлориды – исследование прозрачности взятой пробы дистиллированной воды после выпаривания и прибавления необходимых реактивов с раствором сравнения (не подверженный выпариванию дистиллят с реактивами).
  • Алюминий, железо, кальций, медь, свинец, цинк – фотометрический способ оценки анализируемой дистиллированной воды, прошедшей через выпаривание и смешение с реактивами, с раствором сравнения.
  • Перманганатная окисляемость – проверка наличия розовой окраски в дистилляте после кипячения с серной кислотой и калием марганцовокислым.

Отобранная проба соответствует стандартным параметрам, если полученные данные не превышают указанные в ГОСТе.

Можно или нет провести проверку в домашних условиях

Так как набор показателей качества широк, в домашних условиях применять химические методы мало кому удается. Ввиду большого числа реактивов и специального оборудования определить точное содержание солей, аммиака, металлов можно лишь в лабораториях.

Но для получения данных по некоторым характеристикам можно воспользоваться предлагаемыми на рынке бытовыми приборами:

  • Мультиметр (тестер) – дает значения электропроводности воды.
  • Солемер – вычисляет минерализацию.
  • рН-метр – указывает значение водородного показателя.
  • Хлорметр – дает данные по содержанию хлорид-ионов.

Пошаговые инструкции применения приборов выглядят следующим образом.

При помощи мультиметра

В домашних условиях используется бытовой тестер, но рекомендуется иметь платиновые или позолоченные электроды. Часто их не оказывается, поэтому вставляются никелированные, хромированные элементы.

Схема определения электропроводности:

  • Набрать в чистую емкость (банку) объем воды, куда можно погрузить электроды, не задевая дна.
  • Включить прибор, когда электроды будут в воде.
  • Настроить мультиметр на режим измерения сопротивления. Если мультиметр не имеет автоподстройки диапазона, то необходимо самостоятельно поставить максимальный предел — он должен быть не менее 200 кОм.
  • Дождаться постоянных значений сопротивления.

Дистилированная вода практически лишена всех минералов, и потому имеет очень высокое сопротивление току. Примерные показатели сопротивления будут равны 140 кОм.

Солемером

Солемер вычисляет значение минерализации или сухого остатка. Величина свидетельствует о растворенных в воде солях.

Так как дистиллированная вода не должна содержать данных веществ, установлен минимум показателя (5 мг/л) при оценке качества.

Выпущенные в последнее время солемеры позволяют определить не только сухой остаток, но и электропроводность и температуру. Они известны под названием кондуктометр.

Инструкция по применению:

  • Конец прибора, куда встроен электрод, поместить в небольшой объем воды.
  • Нажать кнопку включения или замера.
  • Дождаться постоянства выдаваемых значений на дисплее.

Приборы должны калиброваться путем запуска соответствующей функции в меню. При использовании в лабораториях требуется поверка.

рН-метром

Для домашних условий предлагаются портативные рН-метры, похожие на градусники для измерения температуры тела. По размерам они больше.

  • Прибор помещают в воду встроенным электродом.
  • Включается прибор.
  • На экране появляются цифры, которые должны перестать изменяться в течение 2-5 минут.

Для корректности измерений необходима проверка рН-метра калибровочными растворами.

Это входящие в комплект буферные смеси, которые позволяют настроить прибор на точный анализ. Перед определением обычно запускается калибровка, после чего замеряется значение рН в дистилляте.

Хлорметром

Следует различать данные приборы для анализа воды и воздуха. Часто продаются для измерения количества хлора в воздушной среде и промышленных выбросах. Они называются газоанализаторы. Для жидких сред применяются портативные хлорметры.

Их принцип работы заключается в схеме:

Источник

Какая вода используется в АКБ и как её заливать

Над новыми технологиями в сфере источников питания активно работают каждый день. Но ещё должно пройти много времени, испытаний и тестов, чтобы поголовно все компании перешли на использование полностью необслуживаемых аккумуляторов.

Из-за этого на многих авто используются АКБ, где можно открутить специальные крышки и залить в секции (банки) рабочую жидкость. Речь идёт как об электролите, так и о чистой воде.

Выбор типа воды для дозаливки в АКБ

Но не все автомобилисты знают, что нужно доливать, какую воду необходимо использовать, а также сколько её потребуется. Ещё один вопрос связан с применением электролита. Ведь в теории его можно заливать так же, как и воду. С этим нужно разобраться.

  1. Зачем нужна дистиллированная вода
  2. Почему дистиллят, а не электролит
  3. Когда заправляют АКБ
  4. Процедура проверки уровня
  5. Сколько добавлять
  6. Как правильно доливать

Зачем нужна дистиллированная вода

Для начала о том, какую воду всегда заливают в обслуживаемый аккумулятор. Стоит добавить, что такая же вода применяется на этапе производства необслуживаемых АКБ, смешивая её в нужных пропорциях с серной кислотой.

В АКБ применяется исключительно дистиллированная вода.

Такая вода получается путём испарения в специальных камерах, с последующим образованием осадка и сепарированием, причём ответственные изготовители повторяют процесс дистилляции 2-3 раза. Осадок, который получается при испарении и конденсации, и становится чистым дистиллятом.

Дистилляция воды

Главная особенность процесса в том, что при обработке из воды удаляются все органические, а также неорганические примеси, вещества. Состав становится идеальным, как в химической формуле. Никаких следов солей или минералов. Исключительно чистое соединение кислорода и водорода.

Это к вопросу о том, можно ли пить дистиллированную воду, которую заливают внутрь аккумуляторов. Можно, в ней нет ничего вредного и опасного. Но и польза также фактически отсутствует.

Дистилляционные установки обычно применяются на морских судах. За счёт этого компенсируется дефицит в питьевой и технической воде. Система перерабатывает морскую воду. Её можно пить. Но всё же в основном дистиллят на судах применяют в качестве технической воды. Также чистую дистиллированную воду можно заливать в аккумуляторы.

Подключение дистиллятора

Исключительно дистиллят пригоден для заливки в аккумуляторные батареи, чтобы гарантировать правильное течение всех внутренних электрохимических процессов.

Запрещено вместо дистиллята использовать кипячёную, фильтрованную или обычную воду из-под крана.

Это объясняется наличием разных примесей в составе. Они не удаляются никакими фильтрами. Также ошибочно считать, что кипячение очищает воду. Это не так. Термическая обработка и доведение воды до 100 градусов Цельсия уничтожает только микроорганизмы. А разные примеси в виде солей и минералов всё равно остаются.

Если они окажутся внутри АКБ, то нарушат течение электрохимических процессов.

Проблема ещё и в том, что купить хороший дистиллят проблематично. На заправочных станциях, а также в магазинах часто реализуют подделки. Поэтому лучше взять воду в аптеке.

Читайте также:  Обзор на одноразовую электронную сигарету HQD За 5 минут

Почему дистиллят, а не электролит

Ещё людей интересует, почему нужно брать воду, а не электролит. Ведь это рабочая жидкость для свинцово-кислотной батареи. За счёт смеси воды и кислоты происходят все электрохимические реакции. Благодаря свойствам электролита батарея может накапливать и сохранять заряд.

Свинцово-кислотный АКБ

При активной эксплуатации автомобиля усердно работает и АКБ. Постепенно она нагревается. Особенно это актуально для летнего периода или зарядки. За нагревом следует и кипение. Только это не обычное кипение воды, которое возникает при 100 градусах Цельсия. АКБ кипят и при 45 градусах.

Всё дело в электролизе. Наблюдается перезаряд, и вода расщепляется на 2 вещества. Из уроков химии вы должны помнить, что это кислород и водород. Появляются пузыри. Внешне похоже на кипение. Отсюда и выражение, что АКБ кипит. А фактически газ водород высвобождается и пытается выйти из жидкой среды наружу.

Принцип действия

При таком кипении испаряется только вода. Кислота никуда не девается, поскольку эта жидкость не летучая.

В процессе испарения снижается доля воды в составе электролита. Параллельно увеличивается процент серной кислоты в составе. Из-за этого нарушается плотность.

Оптимальной для большинства регионов считается плотность 1,27-1,28 г/см 3 . Высокая плотность ведёт к негативным последствиям. Поэтому этот параметр нужно нормализовать. Для этого нужно добавить воду.

В теории, если добавить свежий электролит плотностью 1,27 г/см 3 , когда часть воды испарилась, и внутри АКБ уже 1,3 г/см 3 , плотность также снизится. Но уменьшение будет незначительным.

Добавляя электролит, начинается необратимый, а также опасный процесс выпадения в осадок солей. От этого пластины разрушаются.

АКБ плотность электролита таблица

Электролит обычно добавляют в 2 случаях:

  • это сухозаряженный аккумулятор, который вводится в эксплуатацию;
  • при обслуживании из АКБ полностью сливалась старая рабочая жидкость.

При сливе электролита, при последующей обратной заливке добавляют ровно столько же, сколько ранее извлекли. И свежий состав не должен иметь плотность выше 1,28 г/см 3 .

Исключением являются автомобили и их аккумуляторные батареи, которые эксплуатируются в условиях сурового климата и очень холодной зимы. Тогда рекомендуется использовать смесь с показателями 1,3 г/см 3 . Но поскольку избыточная концентрация кислоты ведёт к активному разрушению пластин, батареи порой служат не более 1 года.

Когда заправляют АКБ

Для необслуживаемых АКБ заливка воды конструктивно недоступна. Здесь нет специальных крышек, которые можно открутить, снять и через отверстия добавить жидкости. Хотя есть и такие автомобилисты, которые с конструкторами АКБ не соглашаются. В итоге они проделывают отверстия в корпусе, заливают воду шприцами. Это рискованное мероприятие.

Доливка электролита в АКБ

Ситуация с обслуживаемыми АКБ проще. Сверху на корпусе есть пробки. Они откручиваются, что открывает доступ отдельно к каждой из 6 секций. Они же банки. В них можно легко залить воду.

Обычно доливка требуется в 2 ситуациях:

  • уровень рабочей жидкости упал ниже допустимого значения;
  • повысилась плотность электролита.

Но зачастую это происходит одновременно. Вода частично испаряется, процентная доля серной кислоты увеличивается, и от этого растёт плотность.

Когда электролит не покрывает полностью пластины, это ведёт к активному разрушению. Не исключается и короткое замыкание в одной или нескольких банках. Допускать оголение пластин нельзя.

На корпусах многих батарей предусмотрена метка уровня. Но обычно она указывает на состояние электролита только в одной банке. А их там 6. И в разных секциях уровень может отличаться.

Поэтому при снижении уровня и повышении плотности рекомендуется проверить количество электролита. А затем долить недостающий объём.

Процедура проверки уровня

Производители АКБ дают чёткие инструкции и рекомендации относительно того, какой должен быть правильный уровень рабочей жидкости, то есть воды и серной кислоты, в аккумуляторе.

С завода во все батареи заливается определённое количество электролита. Оно зависит от конструктивных особенностей, пластин и других параметров.

Проверка уровня

На некоторых обслуживаемых АКБ есть прозрачная часть корпуса. Так можно визуально увидеть, сколько жидкости находится в банке. Плюс на этом участке нанесены заводские метки. По ним пользователь определяет, насколько снизился уровень.

Встречаются и батареи без меток, указателей и прозрачных элементов. Тут поможет прозрачная трубка. Её диаметр должен быть около 5 мм.

Проверяется уровень так:

  • откручивается пробка;
  • трубочка опускается внутрь;
  • трубка упирается в дно;
  • верхний конец трубки закрывается пальцем;
  • поднимается инструмент.

Существуют измерительные трубочки с делениями. По ним легко ориентироваться.

Если это обычная прозрачная трубка, тогда дополнительно воспользуйтесь линейкой.

Так вы поймёте, на сколько миллиметров жидкость покрывает верхний край пластин внутри батареи. Такие замеры нужно выполнить для каждой секции.

Сколько добавлять

Следующий вопрос связан с тем, сколько дистиллированной воды следует доливать внутрь аккумулятора обслуживаемого типа. Про необслуживаемый аккумулятор даже говорить не станем. В него воду доливать не требуется. А если уровень и упал, то это критический показатель. Самым правильным решением будет поменять АКБ.

Индикатор уровня

Если есть возможность, ориентируйтесь на шкалу уровня рабочей жидкости на корпусе АКБ. Заливайте постепенно небольшими порциями дистиллят и следите, чтобы уровень соответствовал заданным значениям.

Есть иная ситуация. Не каждый знает, какой уровень дистиллированной обработанной воды должен быть в аккумуляторе, если прозрачные элементы и деления отсутствуют.

На этот счёт специалисты и бывалые автомобилисты дают несколько советов:

  • Загляните в горловину отверстий. На некоторых аккумуляторах есть нечто вроде язычка. Изготовлен из металла или пластика. То, сколько воды нужно будет заливать в такой аккумулятор, зависит от язычка. Заливайте так, чтобы жидкость оказалась выше него на 5 мм.
  • Если никаких меток нет, тогда ориентируйтесь на общий принцип доливки. Нужно залить столько, чтобы пластины были покрыты на 10-15 мм.
  • Когда не удаётся визуально проверить уровень, используйте ту же прозрачную трубку.
  • Помимо того, что добавляется дистиллированная вода, ещё важно следить за соблюдением норм по плотности электролита.

Не спешите делать замеры с помощью ареометра. Если добавить дистиллят, а затем сразу же проверить плотность, то данные не будут соответствовать действительности.

После заливки оставьте на несколько часов батарею в покое. Так жидкая среда распределится по электролиту. Закрутив плотно банки, покачайте немного батарею в разные стороны. Только нельзя допускать, чтобы жидкость выливалась при раскачке.

Под каждый аккумулятор разработаны свои требования и показатели нормы относительно сколько, сколько дистиллированный воды потребуется доливать внутрь банок.

Но есть общий для всех принцип. Рабочая жидкость должна покрыть пластины минимум на 10 мм. Хотя оптимальным считается значение 12-15 мм.

Как правильно доливать

Если на автомобиле используется обслуживаемый аккумулятор, то владелец обязан знать, как правильно долить очищенную дистиллированную воду. Не всегда это удаётся сделать в автосервисе.

Заметив, что плотность повысилась, а уровень электролита упал, нужно достать из багажника ёмкость с дистиллятом и провести стандартную процедуру доливки.

Если вы не знаете, как правильно долить дистиллированную воду, но хотите научиться обслуживать аккумулятор, то действуйте по такой инструкции:

  • Удалите с поверхности АКБ все загрязнения. Сделать это нужно обязательно. Иначе при откручивании внутрь банок могут попасть посторонние предметы, пыль и куски грязи. Это нарушит состав электролита и приведёт к быстрой поломке.
  • При эксплуатации обслуживаемых АКБ на поверхность выливается немного кислоты. Её рекомендуется удалить. Делают это щелочным раствором. Самый простой пример — это смесь пищевой соды и воды. Смешайте 1 к 10 и промойте им корпус.
  • Теперь приступайте к откручиванию пробок. Делать это следует в защитных перчатках.
  • Для заливки подготовьте большой медицинский шприц. Так удастся за один подход восполнить недостающее количество воды в секции. Шприц
  • Заливайте только в те банки, где обнаружили дефицит жидкости. Наберите дистиллят в шприц, погрузите его в банку и постепенно надавливайте для заполнения банки.
  • После заливки плотно закрутите все пробки.
  • Оставьте батарею в покое примерно на 2-3 часа. После этого снова открутите пробки и ещё раз проверьте в каждой секции уровень.
  • Воспользуйтесь ареометром. Он позволит убедиться, что добавление дистиллированной воды не нарушило требуемые показатели плотности электролита. Шкала ареометра для электролита
  • Если уровень воды и плотности в порядке, тогда подключите АКБ к зарядному устройству.
Читайте также:  Аккумулятор для Canon EOS 600D LP E8

Это не самое сложное, что предстоит автомобилисту в процессе обслуживания и эксплуатации машины. Но даже к доливке воды важно подходить внимательно и со знанием дела.

Как часто вы доливаете воду в АКБ? Какой дистиллят используете и где его покупаете? С какими сложностями сталкивались? Допускали ли какие-нибудь ошибки и чем это обернулось?

Ждём ваших ответов и интересных историй из жизни.

Подпишитесь, оставьте комментарий, задайте вопрос и расскажите о нас своим друзьям!

Источник

Просто добавь воды: как оживить мёртвый аккумулятор

Просто добавь воды: как оживить мёртвый аккумулятор

В свои права вступила зима, а значит, пора рассказать что-нибудь интересненькое и полезное про аккумуляторы – главные источники проблем автомобилиста в холодный сезон. Давайте проверим уровень электролита аккумуляторной батареи и при необходимости доведем его до нормы. Спойлер: если вы уверены, что ваш аккумулятор «необслуживаемый», то скорее всего, это не так. Оживить его всё равно можно.

Обслуживаемый или нет?

Электролит свинцовых батарей состоит из двух компонентов – серной кислоты и воды. В понижении уровня электролита виновата именно вода, которая со временем испаряется. В итоге часть пластин оказывается не погруженной в электролит, и аккумулятор теряет емкость. Если летом этот эффект можно не заметить безболезненно, зимой он наверняка подложит вам морозную утреннюю свинью…

У автовладельцев принято делить аккумуляторы на «обслуживаемые» и «необслуживаемые» по типу пробок на банках. Если пробки в наличии, и их можно открутить монеткой – значит, «обслуживаемый»: в нем нужно контролировать уровень электролита и доливать воду при необходимости. Если пробок нет – наоборот.

На деле «необслуживаемость» заключается в первую очередь в том, что аккумулятор изготовлен с добавками кальция в свинец электродов вместо старой доброй сурьмы, которая применялась десятки лет, – говорит Александр Казунин, заведующий аккумуляторной лабораторией НИИ автомобильной электроники и электрооборудования.

«Кальциевые» батареи обладают очень низкой интенсивностью электролиза воды, которая почти не испаряется из электролита в нормальных условиях эксплуатации. И поэтому в них часто отсутствуют пробки для контроля уровня электролита. Впрочем, надо понимать, что с появлением «кальциевых» батарей проблема выкипания электролита полностью не исчезла. Склонные к падению уровня электролита «сурьмяные» батареи до сих пор выпускаются и продаются, да и «кальциевая» запросто может потребовать контроля и доливки, если машина интенсивно ездит летом в городском цикле или, скажем, неисправен регулятор напряжения в генераторе.

Кальций может применяться только на отрицательных электродах батареи или на всех электродах. Аккумуляторы, у которых кальцием легированы все электроды, называют «кальций-кальциевыми» (Ca/Ca). Правда, плата за необслуживаемость уровня электролита – повышенная чувствительность к глубокому разряду. «Кальциевая» батарея, единожды посаженная «в ноль», как правило, не жилец…

Про воду

Часто даже в по-настоящему необслуживаемых батареях пробки всё-таки имеются, но они не отдельные, а закрепленные на общей пластмассовой пластине, которая сверху прикрыта фирменной наклейкой. На таких пробках нет явных признаков того, что их можно открыть. Но сделать это можно, и зачастую нужно. Поскольку уровень электролита может понизиться почти в любом типе аккумулятора.

Выровнять пониженный уровень электролита в аккумуляторе – несложно и недорого. Достаточно приобрести в автомагазине бутылку дистиллированной воды и долить ее посредством шприца или груши в каждую банку батареи, число которых у машины с 12-вольтовой бортсетью равно шести. Заглянув с фонариком в банки, можно увидеть пластмассовый язычок-«клювик», который является меткой уровня. Если его нет – вода доливается до полного покрытия пластин. После этого аккумулятор крайне желательно не грузить стартером, а подзарядить.

Процедура эта проста и доступна любому автовладельцу. Единственное «узкое место» в этой истории — покупка дистиллированной воды. Обычно фасованная в бутылки по 1,5 литра «дистиллировка» выпускается конторами типа «Рога и копыта», и найти в продаже воду производства известного бренда автомобильной химии не так-то просто. А ввиду невысокой розничной и еще более низкой закупочной цены дистиллированной воды у производителей имеется нешуточный соблазн максимально сократить издержки и начать разливать под видом дистиллировки для АКБ воду из под крана… Тем более, что обманутый покупатель вряд ли станет предъявлять претензии: аккумулятор от обычной воды, безусловно, умрет, но произойдет это не мгновенно.

Вот типичный отзыв о некачественной дистиллированной воде от одного из форумчан «Уазбуки»:

«У меня как-то в багажнике завалялась нераспечатанная бутылка такой воды. Провалялась, наверное, месяца четыре. И как-то вознамерился я ее долить в систему охлаждения. Вскрыл бутылку, а оттуда такой тухлятиной несет — хоть убегай. Из какого болота набрали её. »

TDS-метр

Проверить качество приобретенной дистиллированной воды можно разными методами. Самый правильный способ проверки из доступных в бытовых условиях – применение специализированного прибора, который называется TDS-метр. В китайских интернет-магазинах их полно, стоят они не слишком дорого, а точность вполне достаточна для наших нужд. Выглядит TDS-метр как карандаш с дисплеем и измеряет уровень общей минерализации (солесодержания) воды в единицах «ppm» — количестве частиц растворенных солей на миллион частиц водного раствора.

Измеряем воду из-под крана — 215 ppm. Измеряем дистиллированную воду из автомагазина – бутылка одного производителя показывает 8 ppm, второго – 7 ppm, а третьего, та, на которой написано «двойная очистка», — 0 ppm!

Последнему производителю, безусловно, респект! Продукт действительно высококачественный. Но и в случае, если ppm дистиллировки не равен нулю, волноваться не стоит. Небольшое число — в пределах допустимого. В конце концов, почти в любом советском учебнике по автомобильным эксплуатационным материалам в крайнем случае допускалось применение для электролита талой снеговой воды (не из городских сугробов, разумеется), ppm которой обычно составляет 10-20.

Источник