Проверяем самочувствие аккумулятора автомобиля разными способами
Если мотор — сердце автомобиля, то аккумулятор — та самая сила, оживляющая машину. В его подчинении запуск двигателя и питание бортовой сети, если он выключен.
Способы проверки аккумулятора
Какие аккумуляторы есть на рынке? Свинцово-кислотные, литиевые и щелочные. Аккумуляторная кислотная батарея, или АКБ, чаще всего используется в авто- и мототехнике. Проверенные временем устройства долго держат заряд и хорошо переносят постоянные нагрузки. Недостатком свинцово-кислотных аккумуляторов является их уязвимость к холоду. Отрицательная температура в сочетании с низким зарядом аккумулятора влияют на плотность электролита внутри батареи. Чтобы не допустить замерзание и разрядку АКБ, необходимо знать как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность.
Существует несколько способов проверки состояния АКБ:
- с помощью индикатора;
- с использованием мультиметра;
- нагрузочной вилкой;
- зарядным устройством.
Проверка по индикатору
Проще всего оценить уровень заряда с помощью индикатора, который некоторые производители устанавливают на крышку своего аккумулятора. Технически индикатор заряда аккумулятора представляет собой своего рода поплавок, который перемещается в зависимости от уровня жидкости в АКБ. Как чувствует себя батарея определяют по цвету индикатора:
- зеленый — аккумулятор полностью заряжен, уровень электролита оптимален;
- белый (иногда серый) — батарея почти разряжена, электролита недостаточно для работы в полную мощь;
- черный — аккумуляторная батарея разряжена, требуется её зарядка, долив электролита, либо замена устройства.
На вопрос как проверить емкость аккумулятора ответят специальные приборы — тут простым индикатором не обойдешься, тем более он есть не у всех батарей.
Проверка аккумулятора автомобиля с помощью мультиметра
Специальный прибор может измерить заряд и предупредить об утечке тока. Купить его можно в любом большом автомобильном магазине, или в отделе «все для электриков» где-нибудь в строительном супермаркете. Как это делается — по пунктам:
- Удостовериться, что зажигание автомобиля выключено.
- Переключить мультиметр в режим вольтметра и установить выключатель на значении 20 Вольт.
- Подключить провода в соответствующие разъемы устройства.
- Приложить металлические щупы на концах проводов к клеммам аккумулятора: красный цвет соответствует клемме «плюс», черный — «минус».
- Зафиксировать показания прибора.
Показания вольтметра (без нагрузки), В | Уровень заряженности АКБ, % |
12.6 Вольт и больше | 100% |
12.5 — 12.3 Вольт | 75% — 50% |
12,1-11.7 Вольт и меньше | 25% — 0% |
Данные таблицы показывают, что если напряжение на клеммах меньше 12.7 В, то АКБ заряжена не полностью, а если мультиметр выдает менее 11,7В — это признаки неисправности или глубокого разряда.
Использование нагрузочной вилки при проверке аккумулятора
Метод нагрузочной вилки — один из самых эффективных и используется в процессе диагностики работоспособности АКБ под нагрузкой в профессиональных сервисных центрах. Сама по себе нагрузочная вилка представляет собой устройство, включающее мультиметр (вольтметр), нагрузочное сопротивление, а иногда и амперметр. Проверка исправности аккумулятора при этом проводится в два этапа:
- Оценка состояния и степени заряженности батареи. Проверка происходит путем измерения напряжения на клеммах без нагрузки в режиме вольтметра. Если батарея полностью заряжена, на приборе появятся показания от 12,6 до 12,9 В. В противном случае, АКБ необходимо зарядить, либо найти причину неисправности.
- Проверка аккумулятора под нагрузкой. Если АКБ заряжена, а плотность и уровень электролита оптимальны, параллельно вольтметру подключается нагрузочное сопротивление, передающее ток и имитирующее работу стартера при запуске двигателя машины. Спустя 5 секунд показатели вольтметра, а затем нагрузка отключается. Важно, чтобы напряжение при этом вернулось к начальному показателю. Полученные данные позволяют сделать правильное заключение о состоянии батареи.
Показания вольтметра (с нагрузкой), В | Уровень заряженности АКБ, % |
10,2 Вольт и больше | 100% |
9.6 — 9.0 Вольт | 75% — 50% |
8,4-7,8 Вольт | 25 — 0% |
При проверке таким способом нужно соблюдать температурный режим. Если в месте проведения диагностики температура воздуха ниже 20 градусов, холодная батарея может быстро разрядиться.
Применение зарядного устройства при проверке АКБ
Если необходимо срочно провести проверку аккумулятора, а мультиметра, ареометра и нагрузочной вилки под рукой нет, можно воспользоваться стандартным зарядным устройством. Шкала для определения напряжения батареи подскажет состояние источника питания после нажатия специальной проверочной кнопки. Нужно только подключить ЗУ к клеммам АКБ. Обратите внимание, включение устройства в электрическую сеть в момент проверки недопустимо.
Проверка электролита в аккумуляторе
Уровень электролита в аккумуляторе играет важную роль при эксплуатации устройства. Его проверка может проводиться по-разному в зависимости от конструкции конкретной АКБ. Традиционно автомобилисты оценивают уровень электролита визуально через отверстия под крышками банок аккумулятора. Некоторые модели оснащены шкалой для определения меры заполнения батареи с указанием максимума и минимума, допустимого для безопасной работы устройства. В лучшем случае производители делают часть пластикового короба прозрачным. Для еще более точного определения уровня используются стеклянные измерительные трубки, опускаемые на дно каждой банки. Если вы решите проводить замеры таким способом, не забудьте о мерах безопасности, ведь в состав электролита входит серная кислота.
Немаловажно при оценке состояния электролита в аккумуляторе измерить его плотность. Для исследования этого показателя понадобится специальный прибор ареометр, или денсиметр. Сложная конструкция состоит из двойной стеклянной колбы, груши и пробирки, наполненной ртутью или дробью. Ареометр позволяет установить точное соотношение частей воды и серной кислоты, содержащихся в электролите.
Процедура оценки плотности проводится не менее чем через 2 часа после полной зарядки аккумулятора путем взятия проб из каждой банки. Результат измерения считается достоверным, если набрано достаточное количество электролита (до поднятия поплавка). Оптимальный показатель плотности — 1,27-1,29 г/см3. При превышении нормы электролит можно разбавить дистиллированной водой, а при занижении необходимо добавить аналогичный раствор с нормальным показателем плотности.
Возможна ли зарядка АКБ в домашних условиях?
Зарядку аккумуляторной батареи желательно проводить в нежилых, хорошо проветриваемых помещениях. Если вам все же пришлось заряжать АКБ дома, лучше делать это на балконе. Дело в том, что в процессе зарядки аккумулятора выделяется опасный для здоровья человека сернистый газ, а также хлористые соединения кислорода. Подобные летучие вещества могут вызывать недомогание. Необходимо отслеживать продолжительность зарядки и состояние электролита. Не допускайте его «закипания», поскольку это может существенно снизить ресурс батареи. Сила тока ЗУ во время зарядки должна быть минимальной. Помните, для полной зарядки аккумулятора емкостью 60 ампер нужно 7-8 часов.
Специалисты официальных сервисных центров ГК FAVORIT MOTORS оказывают полный спектр услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей любых марок. Квалифицированные мастера в короткие сроки устранят любые неисправности электрооборудования и проведут тщательную диагностику всех систем Вашего автомобиля. Обращайтесь к профессионалам!
Источник
Как понять, сколько еще протянет аккумулятор в автомобиле
Проще и быстрее всего выяснить состояние АКБ, заглянув в ее индикаторный глазок. Через такую «бойницу» опытный водитель определит и плотность электролита, и его уровень.
Однако такие глазки имеются далеко не на всех аккумуляторах. Поэтому, оценив целостность АКБ (на корпусе не должно быть трещин и подтеков, а клеммы надежно закреплены), погружаемся в меню борткомпьютера.
В большинстве моделей допуски указываются в вольтах (бывает также в процентах). Данные можно снимать как при работающем, так и выключенном двигателе. Если машина не завелась, актуален последний случай — напряжение при таком раскладе должно быть в пределах 12,5-12,8 В, что сигнализирует об уровне заряда 90 — 100%. Если напряжение батареи менее 12 вольт, уровень ее заряда упал больше чем на 50 %, и АКБ необходимо срочно зарядить. Ну а если это значение снижено до 10,5 -11,5 В, вероятность, что вы заведетесь, ничтожно мала.
Если бортовой компьютер в вашем автомобиле не показывает напряжение, или вообще не входит в оснащение (бывает и так), приобретите мультиметр — компактное и недорогое устройство с дисплеем, которое показывает напряжение в бортовой сети. Включаем в мультиметре режим измерения напряжения (диапазон 20 Вольт).
Прикладываем черный щуп устройства к «минусу» аккумулятора, красный щуп, соответственно, — к плюсу и снимаем показания с дисплея мультиметра. При работающем моторе напряжение должно быть примерно 14,0-14,4 В.
При неработающем, повторимся, 12,5-12,8 В. Причем, проверяя напряжение при работающем моторе, вы получаете и еще одну важную информацию — идет зарядка от генератора или нет. Если напряжение после пуска двигателя стало даже меньше, чем было изначально, с генератором проблемы, или он приказал долго жить.
Жизнь аккумуляторной батареи напрямую зависит от особенностей эксплуатации автомобиля, и если говорить в общих чертах, для АКБ плохо и когда вы ездите очень много (режим такси), и очень мало (возрастные и начинающие водители, водители-подснежники, водители, совершающие очень короткие поездки). В первом случае батарея постоянно заряжается, соответственно, резко снижается ее ресурс, во втором — генератор заряжает аккумулятор лишь эпизодически, что также негативно сказывается на здоровье АКБ.
Другие неблагоприятные сценарии — повышенные нагрузки и глубокие разряды АКБ. К примеру — когда на аккумулятор завязано множество потребителей или когда вы регулярно даете «прикурить» соседу по гаражу. Или, скажем, вы забываете выключить фары, часто слушаете музыку при выключенном моторе, высаживая АКБ.
Зимняя эксплуатация — еще одно «зло». Холодные энергозатратные запуски мотора по утрам, движение в пробках со всеми включенными потребителями (фары, дворники, обогревы стекол и сидений) точно не продлевают жизнь АКБ. Наконец, аккумулятор может запросто быть убит поврежденными участками проводки или неисправным генератором. В последнем случае даже слабое натяжение ремня генератора может резко снизить ресурс батареи, поскольку напрямую влияет на силу тока зарядки.
Помимо поддержания исправного технического состояния всех узлов автомобиля, крайне важна правильная эксплуатация машины в зимний период. Среди прочего следует отказаться от езды на короткие дистанции (АКБ потратит больше энергии, чем успеет восполнить), не мучить аккумулятор в момент запуска машины на холоде (допускается крутить стартер не более 10-15 секунд), а идеальным вариантом будет не держать автомобиль на морозе, а, скажем, арендовать теплый гараж.
Внимание следует уделить также такой, казалось бы, рутинной процедуре, как удалению налета с клемм АКБ. Окислы, подтеки электролита и следы коррозии напрямую влияют на способность батареи проводить ток. В обслуживаемых батареях нужно также следить за плотностью и уровнем электролита, доливая нужное количество дистиллированной воды и электролита. Раствор имеют оптимальную плотность (1.27 г/см3), которая измеряется специальным прибором — ареометром (денсиметром).
И, наконец, избегайте простоя аккумулятора. Даже если вы долго не эксплуатируете машину (например, зимой), регулярно заводите двигатель и давайте ему проработать примерно полчаса. Как вариант, зимой можно снять аккумулятор и зарядить его дома или в гараже. Однако следует помнить, что современные автомобили не любят даже краткосрочного удаления АКБ, поскольку в таком случае слетают различные настройки мультимедиа, акустики и других бортовых систем.
Источник
Основные способы определить обычную батарейку и аккумулятор
Некоторые – многоразовые, их называют «вторичными». И не всегда понятно, какие изделия являются заряжаемыми аккумуляторами, а какие – обычными батарейками. Как отличить их?
Основными различиями данных элементов являются маркировка, надписи на самом изделии, его типоразмер, а также показатели напряжения и объема. Далее в статье поговорим подробнее о том, как отличить аккумулятор от батарейки.
По внешнему виду
Если смотреть издали на пальчиковые элементы, то просто невозможно отделить простые устройства от аккумуляторных батареек. И те, и другие изготовлены в виде удлинённых цилиндров. У тех и других на торцах расположены разнополюсные контакты. С одной стороны, плюсовая клемма имеет выпуклую шляпку, минусовая – имеет вид плоского блинчика.
При регулярном обращении с пальчиковыми элементами питания можно заметить, что одноразовые батарейки немного легче аккумуляторов. Это связано с тем, что внутреннее устройство АКБ более сложное, из-за этого её вес больше одноразового изделия.
Важно! Чтобы убедиться в предназначении элемента нужно ознакомиться с надписями на корпусе, измерить напряжение и ёмкость, обратить внимание на типоразмер батарейки.
Смотрите какой вольтаж и емкость
Напряжение и энергетический объем обычно различаются.
- АКБ имеют напряжение 1,2 вольт или 3,7 v.
- Батарейки от 1,5 до 3 вольт.
- Литий тионил хлоридные батареи обладают напряжением 3,6 v.
Понять аккумулятор или батарейка у вас в руках можно с помощью мультиметра. Вы можете измерить им напряжение и если оно будет от 1,5 – 3,6 вольт, то это скорее всего батарейка. Ну а если оно от 1,2 или 3,7 V то АКБ.
Литиевую батарейку от литиевого аккумулятора можно отличить по надписям.
Меря напряжение у батареи учитывайте саморазряд. У солевых вольтаж может со временем значительно падать. Если пробовать их заряжать, то может потечь электролит.
Разряженные батарейки могут все равно иметь небольшой ток и за счет этого от них работают еще некоторое время светодиоды.
Но если разрядился АКБ, то он не сможет выдать даже немного энергии.
По надписям на корпусе
Надписи на пальчиковых батарейках (ПБ) несут достаточно много информации о технических характеристиках, габаритах и принадлежности к устройствам одно,- или многоразового использования.
Надписи на корпусах ПБ
Перечень надписей на аккумуляторных ПБ:
- Rechargeable – перезаряжаемое устройство;
- Chargement rapide/normale или Quick/ normal charge – быстрозарядные ПБ;
- Nickel-Cadmium, Ni-Cd, Nickel-Metel hydrid, Ni-Mh – никелевые АКБ;
- Lithium-Ion, Li-Ion – литий-ионные аккумуляторы.
Обратите внимание! Маркировка наносится латиницей на английском языке. Если термины трудно запомнить, следует их записать на любой удобный электронный носитель. При покупке этих изделий записи обязательно пригодятся.
Обозначения ПБ одноразового использования:
- Do not recharge – нельзя заряжать;
- A Dry, Zinc Chloride, Leclanche, Zinc–Carbon battery – цинковые солевые ПБ;
- Lithium battery – литиевые батарейки.
Напряжение и объем
Как уже говорилось выше, у одноразовых и многоразовых элементов питания бывают разные показатели напряжения и объема.
Эта информация должна быть на корпусе:
Если у вас есть вольтметр, вы можете замерять показатели источников питания.
Если оно больше чем 1,2V, и равняется 1,5-1,6V (для щелочных и солевых элементов), 3V или 3,6V (для литиевых изделий), то перед вами батарейки. Если же вольтметр выдает значение около 1,2V или же 3,7V – это АКБ.
Как отличить литиевую батарейку (3,6V) от литий-ионного аккумулятора (3,7V), что имеют незначительное различие в напряжении? Для этого внимательно изучите данные на обоих продуктах.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Помните о том, что, измеряя напряжение на гальванических батареях, нужно учитывать уровень их саморазрядки. У старых моделей батареек (особенно это касается солевых элементов) через некоторое время показатель может сильно понизиться. И, в результате, дойти до показателей АКБ (1,2V) или даже еще ниже. Но не пытайтесь их зарядить — скорее всего, это закончится утечкой химического раствора.
Понять, что за изделие перед вами, можно и по оставшемуся объему в нем, ведь батарейка не может разрядиться до нуля. Она даже с низким напряжением будет продолжительное время подпитывать фонарик (правда, светиться он будет тускло).
По ёмкости
Обычные изделия могут иметь ёмкость от 500 до 3000 мАч. Пальчиковые аккумуляторы по ёмкости делят на две группы:
- Первая группа объединяет аккумуляторные ПБ ёмкостью от 1500 до 3000 мАч. Компактные многоразовые источники тока применяют в устройствах с высоким кратковременным энергопотреблением. Это фото,- и видеоаппаратура, пульты радиоуправления.
- Вторая группа – это АКБ ёмкостью от 300 до 1000 мАч. Их удобно использовать в различных электронных игровых устройствах, фонариках и тому подобных маломощных приборах.
По типоразмеру
Габариты ПБ отличаются буквами АА и ААА. Размер АА относится как к обычным батарейкам, так и к аккумуляторам. Габариты ААА имеют только одноразовые мизинчиковые элементы. Обозначение 18650 наносится только на аккумуляторы. ПБ подразделяются на три вида типоразмеров.
Классификация габаритов
Код габарита | Диаметр корпуса, мм | Длина элемента, мм |
АА | 14 | 45 |
ААА | 10 | 40 |
18650 | 18 | 65 |
Зарядное устройство для разных типоразмеров
По маркировке
Маркировка, нанесённая на боковую поверхность цилиндрического корпуса ПБ, содержит полную информацию о предназначении изделия, его ёмкости, величине напряжения и типоразмере. Вся эта совокупность сведений даёт ответ на вопрос, как отличить стандартную батарейку от аккумуляторной батарейки.
Прежде всего, крупным шрифтом производитель наносит на корпус батарейки название своей фирмы или наименование собственной продукции. Различаются батарейки кодом типоразмера. Пальчиковые аккумуляторы выпускают двух видов габаритов: АА и 18650. Если в маркировке указано – ААА, то это точно одноразовый элемент.
Важно для определения разницы между АКБ и ПБ имеется ли надпись Rechargeable (АКБ) и Do not recharge (одноразовые ПБ).
Отличие батарейки от аккумуляторной системы
Разнообразие обычных щелочных и алкалиновых батареек представлено в большом ассортименте, причем цена на продукцию может очень отличаться, в зависимости от фирмы-производителя. Что касается аккумуляторных батарей, их внешний вид, на первый взгляд, не отличим от стандартных батареек. При проведении стоимостной оценки стандартные батарейки в разы дешевле аккумуляторных за счет не такого длительного срока эксплуатации и отсутствия возможности подзарядки. Соответственно, при приобретении данной продукции стоит руководствоваться не только ценовым фактором, но и внимательно изучать информацию на этикетке.
Аккумуляторные пальчиковые батарейки
Чтобы знать, как отличить обычную батарейку от аккумуляторной батарейки, стоит руководствоваться рядом рекомендаций:
- Самое главное – обращать внимание на маркировку. Именно маркировка позволит определить, что за тип системы выставлен на витрине. Аккумуляторы подлежат многократной подзарядке, поэтому на этикетке всегда присутствует довольно крупная надпись на английском языке «rechargeable», означающая возможность перезарядки, соответственно, на обычных батарейках должна быть аналогичная надпись «do not rechargeable», дословно переводящаяся как «не подлежит повторной перезарядке». Также на этикетке может присутствовать надпись «lithium», характерная только для обычных батареек, она означает повышенную мощность, а, соответственно, и более длительный срок службы, либо надпись на английском языке «alkaline», характерная только для простых батареек и обозначающая их тип;
- Определяющее отличие батареек от аккумуляторов заключается в их напряжении. У стандартных батареек оно, как правило, варьируется от 1,5 до 1,6 Вольт, а перезаряжаемая – имеет напряжение от 1,2 до 1,25 Вольт. Данная информация обычно присутствует на этикетке. Но определить это можно и самостоятельно при помощи стандартных электрических проборов, используя мультиметр или вольтметр;
- На пальчиковом аккумуляторе обязательно присутствует ряд обозначений, указывающих на его тип. NI-CD – материалом изготовления служит никель, а применяемой технологией является кадмиевая технология. NI-MH – этим элементам характерен никеле-металлогидридный тип аккумулятора;
- Для определения типа аккумуляторной системы стоит обратить внимание на ее емкость, которая измеряется в миллиамперах в час (mAh). Она может иметь различное значение, например, 650, 750, 1200, 2000 mAh. Данная надпись, как правило, обладает весьма крупными габаритами, а также выделяется более яркой цветовой гаммой. В зависимости от мощности девайса, отдается предпочтение нужному типу. Например, для домашнего телефонного аппарата вполне хватит мощности в 750-800 mAh, а для фотоаппарата лучше отдать предпочтение емкостям свыше 2500 mAh. Это также является существенным фактором, определяющим разницу между аккумулятором и пальчиковым элементом.
Аккумуляторные батарейки мощностью 3000 mAh
Как видно, отличается аккумулятор от батареек довольно по многим факторам. Кроме всего вышеперечисленного различаются элементы и по ценовой категории. В связи с более длительным сроком службы и большей мощностью аккумуляторы могут превышать стоимость обычных пальчиковых батареек в разы.
Отличия между типами аккумуляторных батареек
В основном пальчиковые аккумуляторы производятся двух типов:
- NiMH – никель-металлгидридные.
- Li-Ion – литий ионные.
Никель-металлгидридные элементы появились на рынке мини энергоносителей во второй половине 80-х годов прошлого века. Основное их предназначение было направлено на питание автономных электронных приборов.
Их конструктивное решение основано на принципе абсорбции атомов водорода структурой редкоземельных металлов. В течение сложных химических реакций на полюсах АКБ накапливается энергетический потенциал. В алюминиевом цилиндрическом корпусе находится рулон из разнополюсных лепестков, пропитанных электролитом (смесь гидридов калия и никеля). Между лепестками вложена сепараторная мембрана.
Li-Ion – литий ионные
Определяющая маркировка аккумуляторов состоит из набора цифр – 18650. Число обозначает типоразмер изделия: 18 – диаметр цилиндра (18 мм), 65 – высота элемента (65 мм), «0» – указывает на оригинальность конструкции.
Устройство батарейки представляет собой алюминиевый цилиндр, внутри которого помещён графитовый стержень (анод), обёрнутый пористым сепаратором. Прокладка пропитана электролитом с ионами лития.
Литиевые аккумуляторы 18650
Положительные ионы лития проникают через сепаратор в графитовую решётку анода. В результате химического взаимодействия атомов на плюсовой клемме АКБ скапливается энергетический потенциал. При активном разряде аккумулятора внутри корпуса происходит выделение паров электролита. Для сброса избыточного давления испарений элементы оснащают клапанами, благодаря чему обеспечивается долгий срок службы изделий.
Изнутри к минусовой клемме припаивают микросхему (контроллер), которая не допускает перезаряд аккумулятора. При превышении порога ёмкости устройство отключает батарею от зарядного приспособления.
Дополнительная информация. Без контроллера возникает риск перегрева АКБ 18650. Вследствие чего корпус батарейки может разорвать. Как правило, такие модели изготавливают малоизвестные производители.
В статье изложена информация в достаточном объёме, чтобы самостоятельно определить, к какой категории принадлежит та или иная батарейка. Пользуясь надписями на корпусе, элементы питания применяют по прямому их назначению.
Источник
Как отличить батарейку от пальчиковых аккумуляторов
Как быстро отличить обычные батарейки от аккумуляторов
Проще всего ориентироваться на стоимость при сравнении элементов питания. Когда нужно отличить аккумулятор от батарейки, следует помнить, что первый из видов служит намного длительнее. Срок эксплуатации обусловлен существенной емкостью АКБ. В результате возрастает цена источника питания.
Батарейки, наоборот, служат недолго, что сказывается на стоимости. Однако это не единственный фактор, влияющий на ценообразование изделия. По данной причине не всегда соотношение цены и качества/функциональности позволяет определить разновидность. Например, литиевая разновидность не относится к группе аккумуляторов. Однако стоит дороже прочих видов, не имеющих возможности для перезарядки.
Это обусловлено принципом действия, видом используемых материалов, от чего зависят свойства гальванического элемента.
Узнать, какой тип изделия рассматривается, можно по надписи – lithium battery. Если планируется приобрести аккумулятор, но был замечен данный вид источника питания, то высокая надпись и обозначение на корпусе позволяют определить, что изделие не относится к группе устройств многократной перезарядки.
Отличия между типами аккумуляторных батареек
В основном пальчиковые аккумуляторы производятся двух типов:
- NiMH – никель-металлгидридные.
- Li-Ion – литий ионные.
Никель-металлгидридные элементы появились на рынке мини энергоносителей во второй половине 80-х годов прошлого века. Основное их предназначение было направлено на питание автономных электронных приборов.
Их конструктивное решение основано на принципе абсорбции атомов водорода структурой редкоземельных металлов. В течение сложных химических реакций на полюсах АКБ накапливается энергетический потенциал. В алюминиевом цилиндрическом корпусе находится рулон из разнополюсных лепестков, пропитанных электролитом (смесь гидридов калия и никеля). Между лепестками вложена сепараторная мембрана.
Li-Ion – литий ионные
Определяющая маркировка аккумуляторов состоит из набора цифр – 18650. Число обозначает типоразмер изделия: 18 – диаметр цилиндра (18 мм), 65 – высота элемента (65 мм), «0» – указывает на оригинальность конструкции.
Устройство батарейки представляет собой алюминиевый цилиндр, внутри которого помещён графитовый стержень (анод), обёрнутый пористым сепаратором. Прокладка пропитана электролитом с ионами лития.
Литиевые аккумуляторы 18650
Положительные ионы лития проникают через сепаратор в графитовую решётку анода. В результате химического взаимодействия атомов на плюсовой клемме АКБ скапливается энергетический потенциал. При активном разряде аккумулятора внутри корпуса происходит выделение паров электролита. Для сброса избыточного давления испарений элементы оснащают клапанами, благодаря чему обеспечивается долгий срок службы изделий.
Изнутри к минусовой клемме припаивают микросхему (контроллер), которая не допускает перезаряд аккумулятора. При превышении порога ёмкости устройство отключает батарею от зарядного приспособления.
Дополнительная информация. Без контроллера возникает риск перегрева АКБ 18650. Вследствие чего корпус батарейки может разорвать. Как правило, такие модели изготавливают малоизвестные производители.
В статье изложена информация в достаточном объёме, чтобы самостоятельно определить, к какой категории принадлежит та или иная батарейка. Пользуясь надписями на корпусе, элементы питания применяют по прямому их назначению.
По надписям на корпусе
Производитель всегда указывает главные параметры изделия. Обнаружить необходимую информацию можно на корпусе. Здесь предоставлены данные о типе электролита, емкости. Не всегда можно разобраться, является ли элемент питания аккумулятором или относится к батарейкам. Для этого нужны знания об электрических параметрах таких изделий.
Однако можно легко различать их по надписям:
- rechargeable – перезаряжаемый (в переводе с английского языка);
- do not recharge, чтобы понять значение слов, также требуется обладать минимальными познаниями в этой области или можно просто запомнить перевод – «не перезаряжать».
Сложнее проверить, является ли источник питания аккумулятором или относится к группе батареек по другим надписям.
Характерные для АКБ обозначения:
- параметры зарядки/разрядки сопровождаются надписями Chargement rapide/normale или Quick/ normal charge, что означает скорость повышения уровня заряда (быстрая, нормальная зарядка);
- наличие обозначения емкости аккумулятора – mAч;
- указан любой из типов элементов питания: Nickel-Cadmium или Ni-Cd (никель-кадмиевый); Nickel-Metel hydrid или Ni-Mh (никель-металлогидридный); Lithium-Ion или Li-Ion (литий-ионный); Polymer-based или Li-Pol (литий-полимерный).
Для одноразовых источников питания используются другие обозначения.
Обозначения аккумуляторных батареек.
При этом производитель указывает тип батарейки:
- Alkaline battery, Zinc Manganese Oxide battery – щелочная;
- Dry, Zinc Chloride, Leclanche, Zinc-Carbon battery – солевая;
- Lithium battery – литиевая;
- Zinc-air battery – воздушно-цинковая;
- Silver Oxide – с оксидом серебра.
В большинстве случаев дополнительно к обозначению типа элемента питания указывают надпись «battery», но ее может и не быть. Иногда указывается только название источника питания (его разновидность).
Нужно учитывать, что щелочными, вопреки распространенному мнению, могут быть не только батарейки, но и аккумуляторы. В данном случае к надписи «Alkaline battery» добавляет «rechargeable».
Значит, такой вид элемента питания перезаряжается.
Внешний вид элемента и упаковки.
На любом элементе присутствуют надписи, которые однозначно классифицируют батарею. Отличить можно по маркировке.
На аккумуляторе обязательно присутствует надпись “Rechargeable”, что переводится “перезаряжаемый”. Надпись есть как на самом корпусе, так и его упаковке.
На одноразовой батарейке будет написано “do not recharge” – “не перезаряжать”. Надпись наносится в каком-то одном месте мелким шрифтом.
Номинальное напряжение. Всегда обозначается на упаковке и самом элементе. У батареек 1,5v, аккумуляторов 1,2v. Следующие надписи свойственны именно перезаряжаемым батареям:
- Тип батареи. NI-MH, Ni-Cd, Ni-Zn. В большинстве случаев в бытовых устройствах используются никель-металлогидридные аккумуляторы.
- Ёмкость батареи. Например, 2700mAh. На одноразовых элементах ёмкость не указывается. В случае наличия крупных цифр на упаковке, можно быть уверенным — это аккумулятор.
- Количество циклов перезаряда. Пишется на упаковке. “Например, 1000 times”. Чем выше этот параметр, тем более крупно и броско это будет написано.
- Ценник. Многоразовые батареи в 7-10 раз дороже одноразовых. Окупаемость при такой разнице начинается с 11 цикла заряд-разряд. При среднем сроке службы 500-1000 циклов, инвестиция имеет смысл.
У первичных (одноразовых) батареек указан срок хранения. Использовать их желательно до этой даты. Работать они могут и дольше, но существенная часть ёмкости будет потеряна саморазрядом. У АКБ конечная дата отсутствует. Она не имеет смысла, при правильном обращении перезаряжаемые батареи работают много лет.
Примечание! Размещение на упаковках картинок различных электронных устройств, с которыми производитель рекомендует использовать тот или иной элемент, являются рекламной уловкой, а не руководством к действию.
По напряжению и емкости
На АКБ всегда указывают обозначение емкости. Это позволяет определять возможности источника питания, узнать, как долго он может эксплуатироваться без подзарядки, для какой техники подходит. Кроме того, учитывают напряжение изделия.
Возможные варианты для аккумулятора:
- 1,2 В;
- 3,7 В.
Параметры для батарейки:
- 1,5 В;
- 1,55 В;
- 3 В;
- 3,6 В.
Разница между последними вариантами обеих групп небольшая и составляет всего 0,1 В. По этой причине аккумулятор часто принимают за неперезаряжаемый источник питания, и наоборот. Для самостоятельного изменения напряжения используют вольтметр. При минимальных отличиях между значениями электрических параметров рекомендуется дополнительно изучить информацию на корпусе изделий.
О чем нам говорит маркировка
Итак, взглянув на надписи, нанесенные на корпусе батарейки, можно довольно точно определить тип и назначение источника тока, но есть одна проблема. Дело в том, что все эти надписи, кроме разве что напряжения и типоразмера («АА», «ААА», «С» и т.д.), не являются обязательными. Захотел производитель – поставил, не захотел – не поставил. Либо поставил что-то оригинальное.
Тем не менее выход есть, поскольку обязательным элементом, наносимым на корпусе всех источников тока, является кодовая маркировка. Последняя включает в себя всю информацию, о которой мы говорили выше. Состоит маркировка из одной-трех букв и одной-пяти цифр. Вот по маркировке можно точно отличить обычные батарейки от аккумуляторов, а заодно узнать их типоразмер и используемую технологию. Взглянем, к примеру, на этот элемент питания:
Эта батарейка практически не имеет надписей, позволяющих ее опознать
Что за прибор? Гальванический элемент? Аккумулятор? Если да, то какой? Ясно только, что это «пальчиковый» источник («АА») и, скорее всего, не заряжающийся (1.5 В). Но на нем стоит маркировка R6. Если мы сумеем ее правильно прочитать, то сразу поймем, что это солевой гальванический элемент (буква R) типоразмера АА (цифра 6). Ниже приведена табличка, которая поможет выяснить, что перед нами. Учить ее, конечно, не стоит, но распечатать можно.
Таблица обозначений аккумуляторных и одноразовых батареек
Первый символ (символы) | Тип | Цифры после символов | Типоразмер |
R | солевая неперезаряжаемая батарейка | 23 | А |
LR | щелочная неперезаряжаемая батарейка | 6 | АА |
FR | Li-FeS2 перезаряжаемый элемент | 03 | ААА |
HR | Ni-MH перезаряжаемый элемент | 12 | B |
KR | Ni-Cd перезаряжаемый элемент | 14 | C |
ZR | Ni-Zn перезаряжаемый элемент | 20 | D |
CR | Li-ion неперезаряжаемая батарейка “монетка” | 25 | F |
LIP | Li-ion перезаряжаемый элемент “монетка” | 1 | N |
LD или HD | серебряно-цинковая неперезаряжаемая батарейка | 14250 | 1/2AA |
По типоразмеру
Источники питания отличаются по габаритам. Еще они выпускаются в разной форме.
Такие особенности определяются типоразмером:
- аккумуляторы часто не вписываются в принятые стандарты, отличаются оригинальной формой, диаметром, длиной, на этот фактор следует обращать внимание, если на корпусе присутствует вспомогательная информация;
- стандартные типоразмеры одноразовых батареек: 10180 до 75400, в обозначении зашифрованы диаметр (первые две цифры) и длина (следующие две цифры).
Разновидность таблеточного типа любых габаритов принадлежит к группе одноразовых изделий.
По маркировке
Обращают внимание на обозначения:
- R, CR, ER, LR, FR, PR, SR – батарейки;
- HR, KR, ZR – аккумуляторы.
Если на корпусе отсутствуют знакомые надписи, но нанесены нестандартные обозначения, следует изучить другую информацию. Это позволит узнать, к какой группе относится рассматриваемое изделие. Производители не всегда придерживаются общепринятой маркировки IEC. По этой причине встречаются источники питания, которые сложно идентифицировать.
Различия между разными типами аккумуляторов
Существует три вида аккумуляторов: Ионно – литиевые, никель – металгидридные, и никель – кадмиевые. Давайте, рассмотрим особенности каждого.
- Ионно-литиевая батарея (Li-ion) самые энергоемкие среди трех типов. Они меньше по размеру и весу, и затрачивают гораздо меньше времени для зарядки приборов. Разряжаются намного медленнее, чем другие виды. Они могут долго храниться в заряженном состоянии. Их можно заряжать в любом состоянии, и это никак не отразится на емкости. Еще одно их преимущество – безопасность для окружающей среды. Поскольку материал для изготовления такого аккумулятора более качественный, то цена соответственно, будет выше, чем у других аккумуляторов. Кроме того, материалы, используемые в ионно – литиевых аккумуляторах, более безопасные для окружающей среды, чем в никель-кадмиевых. Но, это не значит, что их можно просто выбросить в мусорное ведро по истечению срока работы. Утилизировать их следует ответственно.
- Никель-металгидридные (NiMH)
Преимущество этих аккумуляторов в том, что в отличии от никель-кадмиевых, они работают дольше без дополнительной подзарядки. Эти батареи необходимо заряжать только в тех случаях, когда они полностью разряжены. Если раньше их заряжать, то емкости они теряют меньше, чем никель-кадмиевые аккумуляторы. Никель-металгидридные устройства хранят заряд недолго, а это значит, что они быстрее всех разряжаются. Потому, перед тем, как оставлять их на длительное хранение, следует хорошо зарядить. Состав данной батареи так же не очень опасен для окружающей среды. Но все равно, утилизировать их необходимо по правилам.
Этот вид аккумуляторов самый слабый и дешевый среди всех перечисленных. Для того, чтобы устройство служило долго, его необходимо держать в хорошем состоянии. Заряжать нужно только в случае полной разрядки, иначе емкость такого аккумулятора теряется. Большое преимущество никель-кадмиевых аккумуляторов в том, что он хорошо переносит жару и холод, а также резкие перепады температур. Они очень мощные, потому используются для устройств, предназначенных для выполнения сложных работ. Они быстро заряжаются, но и быстро разряжаются. По этой причине, перед тем, как оставлять их на длительный срок, их заряжают. Для окружающей среды такие батареи небезопасны: кадмий, входящий в состав, засоряет окружающую среду. Потому, утилизировать вышедший из строя аккумулятор, следует по всем правилам. Для того, чтобы избавиться от вышедшего из строя или отслужившего свой срок аккумулятора, сдать его необходимо в специальный пункт приема, предварительно отключив от питания. Кроме того, такие устройства следует держать подальше от детей и животных. В пункт приема их следует сдавать, запаковав в картонную коробку.
Что лучше – батарейка или аккумулятор
Необходимо учитывать условия эксплуатации изделия и собственные финансовые возможности. Так, батарейки служат недолго, а перезаряжать их нельзя, т. к. они могут потечь. Если нужно подключить сложную технику, лучше купить аккумулятор.
Батарейки подходят для установки в устройства, которые не подвергаются воздействию большого тока зарядки. Даже несмотря на низкую цену, покупка не всегда оправдана. Их придется часто менять, что приведет к увеличению расходов.
АКБ, наоборот, устанавливаются в разные приборы, что обусловлено их способностью переносить воздействие больших токов заряда и возможностью перезарядки. Однако следует учесть габариты, например, аккумуляторы не всегда вписываются в стандартные типоразмеры. Недостатком считают и высокую стоимость. Значит, нельзя однозначно утверждать, что один элемент лучше другого, т. к. при этом учитывают ряд внешних факторов.
Показания измерительных приборов.
Случается, что надписи на батарее полностью или частично затёрты. В таком случае, узнать аккумуляторная батарейка или нет можно с помощью простого вольтметра. Номинальное напряжение батарейки 1,5v. Если взять новый элемент из упаковки, напряжение на приборе будет несколько выше (на фото 1,6v).
Такие показания получаются потому, что производится измерение ЭДС, холостого хода элемента, без подключения нагрузки.
Если такое же измерение произвести при работе под нагрузкой, показания будут ниже.
Но для простого определения типа батареи, достаточно измерения ЭДС. Показатель от 1,55 до 1,65 вольта говорит о том, что элемент одноразовый. Если показатель ниже – 1.45 — 1.49 вольта, батарея разряжена и подлежит утилизации.
Аналогично, более высокие показания по сравнению с номиналом, покажет прибор при измерении ЭДС аккумулятора. На фото новый “с коробки” аккумулятор с низким саморазрядом. Батареи такого класса продаются в заряженном состоянии. Напряжение выше номинала – 1,32 вольта вместо 1,2.
Обычные АКБ (без функции “низкий саморазряд”) выдают значение 1,2-1,25 вольта в разряженном состоянии. Разброс значений при измерении прибором разных аккумуляторных элементов 1,15-1,35v.
Более низкое напряжение 0,9-1,15 v говорит о том, что батарея долго лежала без движения. От покупки нового АКБ с такими значениями, лучше отказаться. Имеющийся в наличии элемент, нуждается в проверке работоспособности. Подойдёт зарядное устройство с функцией тестирования батарей, или при его отсутствия – заряд и проверка работы с любым электронным устройством.
Совет! Использование аккумуляторов предпочтительно в тех устройствах, где обычные батарейки приходится заменять ежемесячно (или чаще). В менее энергоёмких устройствах целесообразнее использовать одноразовые батареи.
Источник
Как отличить аккумулятор от батарейки
Перед тем как отличить батарейку от аккумуляторной батарейки, нужно больше узнать о характеристиках обеих разновидностей источников питания. По внешнему виду они могут быть сходны. Однако по информации от производителя и некоторым признакам будет несложно определить принадлежность батареек к одному из видов. Для этого смотрят на размер, маркировку, электрические параметры.
Как быстро отличить обычные батарейки от аккумуляторов
Проще всего ориентироваться на стоимость при сравнении элементов питания. Когда нужно отличить аккумулятор от батарейки, следует помнить, что первый из видов служит намного длительнее. Срок эксплуатации обусловлен существенной емкостью АКБ. В результате возрастает цена источника питания.
Батарейки, наоборот, служат недолго, что сказывается на стоимости. Однако это не единственный фактор, влияющий на ценообразование изделия. По данной причине не всегда соотношение цены и качества/функциональности позволяет определить разновидность. Например, литиевая разновидность не относится к группе аккумуляторов. Однако стоит дороже прочих видов, не имеющих возможности для перезарядки.
Это обусловлено принципом действия, видом используемых материалов, от чего зависят свойства гальванического элемента.
Узнать, какой тип изделия рассматривается, можно по надписи – lithium battery. Если планируется приобрести аккумулятор, но был замечен данный вид источника питания, то высокая надпись и обозначение на корпусе позволяют определить, что изделие не относится к группе устройств многократной перезарядки.
По надписям на корпусе
Производитель всегда указывает главные параметры изделия. Обнаружить необходимую информацию можно на корпусе. Здесь предоставлены данные о типе электролита, емкости. Не всегда можно разобраться, является ли элемент питания аккумулятором или относится к батарейкам. Для этого нужны знания об электрических параметрах таких изделий.
Однако можно легко различать их по надписям:
- rechargeable – перезаряжаемый (в переводе с английского языка);
- do not recharge, чтобы понять значение слов, также требуется обладать минимальными познаниями в этой области или можно просто запомнить перевод – «не перезаряжать».
Сложнее проверить, является ли источник питания аккумулятором или относится к группе батареек по другим надписям.
Характерные для АКБ обозначения:
- параметры зарядки/разрядки сопровождаются надписями Chargement rapide/normale или Quick/ normal charge, что означает скорость повышения уровня заряда (быстрая, нормальная зарядка);
- наличие обозначения емкости аккумулятора – mAч;
- указан любой из типов элементов питания: Nickel-Cadmium или Ni-Cd (никель-кадмиевый); Nickel-Metel hydrid или Ni-Mh (никель-металлогидридный); Lithium-Ion или Li-Ion (литий-ионный); Polymer-based или Li-Pol (литий-полимерный).
Для одноразовых источников питания используются другие обозначения.
При этом производитель указывает тип батарейки:
- Alkaline battery, Zinc Manganese Oxide battery – щелочная;
- Dry, Zinc Chloride, Leclanche, Zinc-Carbon battery – солевая;
- Lithium battery – литиевая;
- Zinc-air battery – воздушно-цинковая;
- Silver Oxide – с оксидом серебра.
В большинстве случаев дополнительно к обозначению типа элемента питания указывают надпись «battery», но ее может и не быть. Иногда указывается только название источника питания (его разновидность).
Нужно учитывать, что щелочными, вопреки распространенному мнению, могут быть не только батарейки, но и аккумуляторы. В данном случае к надписи «Alkaline battery» добавляет «rechargeable».
Значит, такой вид элемента питания перезаряжается.
По напряжению и емкости
На АКБ всегда указывают обозначение емкости. Это позволяет определять возможности источника питания, узнать, как долго он может эксплуатироваться без подзарядки, для какой техники подходит. Кроме того, учитывают напряжение изделия.
Возможные варианты для аккумулятора:
- 1,2 В;
- 3,7 В.
Параметры для батарейки:
- 1,5 В;
- 1,55 В;
- 3 В;
- 3,6 В.
Разница между последними вариантами обеих групп небольшая и составляет всего 0,1 В. По этой причине аккумулятор часто принимают за неперезаряжаемый источник питания, и наоборот. Для самостоятельного изменения напряжения используют вольтметр. При минимальных отличиях между значениями электрических параметров рекомендуется дополнительно изучить информацию на корпусе изделий.
По типоразмеру
Источники питания отличаются по габаритам. Еще они выпускаются в разной форме.
Такие особенности определяются типоразмером:
- аккумуляторы часто не вписываются в принятые стандарты, отличаются оригинальной формой, диаметром, длиной, на этот фактор следует обращать внимание, если на корпусе присутствует вспомогательная информация;
- стандартные типоразмеры одноразовых батареек: 10180 до 75400, в обозначении зашифрованы диаметр (первые две цифры) и длина (следующие две цифры).
Разновидность таблеточного типа любых габаритов принадлежит к группе одноразовых изделий.
По маркировке
Обращают внимание на обозначения:
- R, CR, ER, LR, FR, PR, SR – батарейки;
- HR, KR, ZR – аккумуляторы.
Если на корпусе отсутствуют знакомые надписи, но нанесены нестандартные обозначения, следует изучить другую информацию. Это позволит узнать, к какой группе относится рассматриваемое изделие. Производители не всегда придерживаются общепринятой маркировки IEC. По этой причине встречаются источники питания, которые сложно идентифицировать.
Что лучше – батарейка или аккумулятор
Необходимо учитывать условия эксплуатации изделия и собственные финансовые возможности. Так, батарейки служат недолго, а перезаряжать их нельзя, т. к. они могут потечь. Если нужно подключить сложную технику, лучше купить аккумулятор.
Батарейки подходят для установки в устройства, которые не подвергаются воздействию большого тока зарядки. Даже несмотря на низкую цену, покупка не всегда оправдана. Их придется часто менять, что приведет к увеличению расходов.
АКБ, наоборот, устанавливаются в разные приборы, что обусловлено их способностью переносить воздействие больших токов заряда и возможностью перезарядки. Однако следует учесть габариты, например, аккумуляторы не всегда вписываются в стандартные типоразмеры. Недостатком считают и высокую стоимость. Значит, нельзя однозначно утверждать, что один элемент лучше другого, т. к. при этом учитывают ряд внешних факторов.
Источник