Меню

Стоимость 1 кг тонны щелочных аккумуляторов

Подробно о щелочных аккумуляторах

Щелочные аккумуляторы получили своё название по электролиту, который в них работает. В большинстве случаев это водный раствор КОН (едкий калий) или NaOH (едкий натрий). Этот вид аккумуляторов имеет ряд преимуществ перед кислотным типом батарей, но не лишён и недостатков. В некоторых областях народного хозяйства применение щелочных аккумуляторов более оправдано. Поэтому сегодня мы рассмотрим характеристики и устройство щелочных аккумуляторов, а также сферы их применения.

Устройство щелочных аккумуляторов

Самыми распространёнными видами щелочных батарей являются никель─кадмиевые и никель─металлогидридные (ещё их называют никель─железные). У обоих типов аккумуляторов в заряженном состоянии активная масса положительного электрода состоит из NiOOH (гидроокись никеля) с добавлением окиси бария и графита. Графит предназначен для увеличения электропроводности активной массы. Добавка окиси бария увеличивает срок эксплуатации щелочного аккумулятора. Активная масса отрицательного электрода в случае никель─металлогидридного аккумулятора представляет собой порошкообразное железа (Fe) и его окислы. В ней присутствует добавки сернистого железа и сернокислого никеля. В случае никель─кадмиевых батарей активная масса отрицательного электрода представляет собой смесь порошка кадмия (Cd) и железа. В качестве электролита для щелочных аккумуляторов применяется водный раствор едкого калия (20%). В электролит добавляется моногидрат лития в количестве 20—30 грамм на литр. Эта добавка увеличивает срок эксплуатации аккумуляторной батареи. Давайте рассмотрим конструкцию и устройство щелочного аккумулятора на примере моделей батарей, используемых в тепловозах и пассажирских вагонах. Там применяются как никель─металлогидридные (Ni─MH), так и никель─кадмиевые аккумуляторы (Ni─Cd). На предприятиях выпускаются никель─железные и никель─кадмиевые батареи, в которых электроды выполнены в виде рамок из стали, покрытой никелем. В пазы этих рамок запрессованы ламели.

В никель─кадмиевых аккумуляторах (в маркировке присутствует НК) отрицательная пластина находится между 2-мя положительными. Никель─железные (в маркировке НЖ) или никель─металлогидридные аккумуляторы предусматривают наличие одной положительной пластины между 2-мя отрицательными. Чтобы не было короткого замыкания, между пластинами ставят сепараторы. Их делают в виде полихлорвиниловой сетки или эбонитового стержня. На изображении ниже представлено устройство щелочного аккумулятора Ni-MH. На схеме можно видеть полублоки электродов и аккумулятор в сборе.

Полублоки и никель─железный аккумулятор в сборе. На примере тепловозного аккумулятора ТПНЖ [soc1] А на следующей картинке можно посмотреть устройство щелочного аккумулятора Ni-Cd.

Полублоки и никель─кадмиевый аккумулятор в сборе. На примере аккумулятора НКН-100 В таких разновидностях аккумуляторных батарей, как ТПНЖК и ТПНЖ используются панцирные положительные пластины. Эти пластины помещаются в специальные чехлы или панцири. Электроды находятся в корпусе из никелированной жести. У корпуса имеется приваренная крышка с отверстиями под выводные штыри. Также предусмотрено отверстие для заправки электролитом и вывода газов. Чтобы придать корпусу механическую прочность, стенки делаются гофрированными. Сверху корпус закрыт резиновым чехлом, который обеспечивает изоляцию элементов от ящика, где установлена батарея. Теперь немного о том, за счёт чего обеспечивается работа щелочного аккумулятора.

Принцип работы щелочных аккумуляторов

Когда происходит разряд батареи, на положительном электроде идёт реакция гидроокиси никеля (NiOOH) с ионами электролита. В результате образуется гидрат закиси никеля Ni(OH) 2. На отрицательном электроде кадмий и железо превращаются в гидрат окиси кадмия (Cd(OН) 2) и железа (Fe(ОН) 2). Протекание тока по внешней и внутренней сети обеспечивает разность потенциалов (примерно 1,45 вольта) щелочного аккумулятора. Таким образом, обеспечивается работа щелочного аккумулятора. Когда происходит заряд щелочной АКБ, то под воздействие тока активная масса положительных пластин окисляется. Гидрат закиси никеля Ni(ОН) 2 переходит в гидроокись никеля (NiOOH). В активной массе отрицательных электродов при заряде идёт восстановление с образованием кадмия и железа. Ниже представлены реакции, происходящие в процессе разряда-заряда, представлены следующими уравнениями: Щелочная АКБ Ni─MH: 2Ni(OOH) + 2KOH + Fe ⇒ 2Ni(OH) 2 + 2KOH + Fe(OH) 2 Щелочная АКБ Ni─Cd: 2Ni(OOH) + 2KOH + Cd ⇒ 2Ni(OH) 2 + 2KOH + Cd(OH) 2 Работа щелочного аккумулятора такова, что номинальное значение разрядного тока составляет 0,2*С. Величина «С» обозначает номинальную ёмкость аккумуляторной батареи. Максимальный разрядный ток, к примеру, при запуске дизельного двигателя, составляет до 4*С. Штатный ток заряда щелочных АКБ равен 0,25*С.

Чтобы отрицательный электрод (состоит из губчатого железа) никель─железной батареи работал правильно, его вес должен быть больше положительного. Эти объясняется большее количество отрицательных пластин в этом типе АКБ. Сборный блок в этом типе щелочных батарей по краям имеет отрицательные пластины. Эти пластины имеют электрическое соединение с корпусом. В Ni─Cd батареях все наоборот. Там активная масса положительного электрода должна иметь больший объем, чем отрицательного. У них блоки имеют по краям положительные пластины, которые имеют соединение с корпусом. Напряжение щелочного аккумулятора при полной зарядке составляет примерно 1,45 вольта. Из-за существенного внутреннего сопротивления этого типа батарей, напряжение щелочного аккумулятора существенного меньше номинала при разряде и существенно больше при заряде. Когда выводам батареи подключается нагрузка и начинается разряд, то напряжение быстро снижается до 1,3 вольта, а затем медленно уменьшается до одного вольта. При достижении этой отметки разряд нужно останавливать. Среднее значение расчётного напряжения при разряде равно 1,25 вольта. Ниже напряжения 1 вольт разряжать щелочной элемент не рекомендуется. Это может приводить к потере ёмкости и уменьшению срока эксплуатации.

Кривые напряжения щелочного аккумулятора при заряде и разряде [soc2] Когда ведётся зарядка, то напряжение щелочного аккумулятора довольно быстро возрастает с 1,55 до 1,75 вольта, а потом достаточно медленно идёт до 1,8 вольта. Заряд герметичного щелочного аккумулятора ведут до того момента, пока ему не будет передано определённое число А-ч в соответствии с его паспортными характеристиками. Ток заряда герметичного щелочного аккумулятора устанавливается, как 0,25*С (номинальная ёмкость). В процессе заряда батарее передаётся 150 процентов ёмкости. Для дополнительной информации, читайте статьи о зарядке и восстановлении Ni─Cd аккумуляторов.

Можно сказать, что герметичные щелочные аккумуляторы лучше перезарядить, чем они будут незаряженными. Неполный заряд для них сокращает срок эксплуатации. В то же время излишний заряд также не допустим. В процессе заряда растёт их температура. При значениях выше 45 градусов Цельсия начинает разрушаться активная масса электродов. Для дополнительной информации, читайте о зарядке Ni─MH аккумуляторов.

Особенности эксплуатации и срок службы щелочных аккумуляторов

В принципе, уход при эксплуатации щелочных аккумуляторных батарей примерно такой же, как и в случае кислотных. Нужно периодически контролировать уровень электролита, а также проводить зарядку АКБ. Герметичные щелочные аккумуляторы должны регулярно подзаряжаться и находиться в чистоте. Герметичные щелочные аккумуляторы могут при хранении находиться в полузаряженном или разряженном состоянии достаточно длительное время. Также стоит отметить, что аккумуляторы щелочного типа менее чувствительные к действию отрицательных температур. Кроме того, герметичные щелочные аккумуляторы способны работать при разряде большими токами (высокая перегрузочная способность). Благодаря тому, что герметичный щелочной аккумулятор имеет большое внутреннее сопротивление, сильный разряд и кратковременные короткие замыкания не вредят этим батареям. Щелочные АКБ устойчивы к воздействию вибрации, тряски, ударов благодаря высокой прочности. По сравнению с кислотными они имеют большую удельную энергию, больший срок эксплуатации и могут храниться дольше. Саморазряд герметичных щелочных аккумуляторов при разомкнутой цепи составляет 20 процентов ёмкости за 9 месяцев. Это немного, если сравнивать с кислотными АКБ. У последних такой уровень саморазряда наблюдается за месяц. Немаловажно отметить, что при эксплуатации герметичных щелочных аккумуляторов нет вредных газовыделений и они достаточно надёжны. [soc3] Но батареи щелочного типа имеют некоторые минусы и неудобства при эксплуатации. Напряжение при разряде у них примерно на 40 процентов ниже, чем у кислотных. В результате для производства одного и того же напряжения АКБ нужно набирать разное количество элементов. И в случае герметичного щелочного аккумулятора количество таких элементов будет значительно больше. Из-за высокого внутреннего сопротивления батарей со щелочным электролитом, напряжение при интенсивном разряде снижается значительно быстрее, чем у кислотных.

Читайте также:  Какой аккумулятор устанавливается на Крайслер 300с

Виды щелочных аккумуляторов и области их применения

Ламельные щелочные АКБ, конструкция которых была рассмотрена выше, широко используются в качестве тяговых щелочных аккумуляторов. Кроме того, они используются и в качестве стартерных. Ниже приведены области применения таких аккумуляторных батарей:

  • локомотивы и пассажирские вагоны;
  • сигнализации и системы аварийного энергоснабжения;
  • рудничные электровозы;
  • всевозможная напольная электротехника (различные погрузчики на складах и производствах. Например, щелочной аккумулятор ТНЖ);
  • для запуска двигателей внутреннего сгорания.

Аккумулятор для пассажирских вагонов

Источник

Прием щелочных аккумуляторов (ТНЖ, НК)

 Прием Б/у щелочных аккумуляторов

Старую батарею от авто нельзя восстановить, но можно обратиться в пункт приема металлолома и сдать отработанную АКБ в качестве вторичного сырья. Прием щелочных аккумуляторов с вывозом перерабатывает лом для получения полезных ресурсов и нейтрализует опасное оборудование. Аккумуляторы опасны тем, что создают угрозу экологического отравления токсичными отходами, а работать с металлоломом такого типа могут только лицензированные компании. Предложение от такого переработчика – это отличный способ избавиться от опасного оборудования и продать ненужные детали по выгодным ценам.

Стоимость 1 кг, тонны щелочных аккумуляторов

Цена за 1 кг щелочных аккумуляторов устанавливается сотрудником пункта приема и зависит от следующих показателей:

  • модель и емкость АКБ;
  • состояние корпуса и механические повреждения;
  • загрязнения и следы окисления;
  • количество устройств в одной партии.

В зависимости от модели устройство может содержать разные виды металлических пластин, поэтому цена определяется только после полного осмотра металлолома.

Важно, что прием авто батарей такого типа возможен только при условии целостности корпуса. Внутри устройства находится серная кислота, нейтрализация такого соединения возможна только при использовании специальных растворов.

Источник

Какие аккумуляторы принимают на металлолом?

Аккумулятор – портативный источник электроэнергии, чья работа основана на взаимодействии отдельных химических элементов. Существует огромное разнообразие батарей, отличающихся по материалу изготовления. Можно встретить никель-кадмиевые, литий-ионные, металлогидридные и другие виды АКБ, но чаще всего в качестве базовых аккумуляторов используют свинцовые.

Внутри стандартной 60-амперной батареи находится более 10 кг свинца и его соединений. Этот металл крайне токсичен, способен нанести вред здоровью и окружающей среде в целом. Поэтому по окончанию срока полезного использования старые аккумуляторы рекомендуется сдавать в специализированные пункты приема как ценный металлолом. В Москве и Московской области дорого сдать АКБ на лом предлагает компания «ПАК». У нас широкая сеть приемных площадок, политика мгновенной оплаты и конкурентные цены на все категории аккумуляторного лома.

Ценность старых автомобильных аккумуляторов

Запуск двигателя в автомобиле обеспечивает аккумулятор. Максимальная энергоемкость и способность отдавать большой ток за ограниченное время поспособствовало тому, что в основе большинства авто батарей лежат свинцовые электроды. Но для изготовления этот металл используют не в чистом виде, а с добавками. В зависимости от последних все АКБ делятся на:

  • Традиционные или сурьмянистые (более 5% сурьмы). Устаревший тип источников питания, встречается на довольно старых автомобилях.
  • Малосурьмянистые (менее 5% сурьмы). Чаще всего устанавливались на старые легковушки отечественного производства.
  • Кальциевые (маркировка «Ca/Ca»). Такой АКБ можно найти на иномарках среднего ценового диапазона.
  • Гибридные (маркировка «Ca+»). Встречаются редко из-за своей дороговизны.
  • Гелевые и AGM. В автомобилях применяются не часто из-за высокой цены, иногда устанавливаются на престижные иномарки.

Любой отработанный автомобильный АКБ лучше сдать на лом, нежели выбросить на свалку. Так на нем удастся хорошо заработать, потратив прибыль на покупку новой батареи. Стоимость таких АКБ определяется их номинальной емкостью.

Почему важно сдавать все свинцовые аккумуляторы?

Свинцовые АКБ используются не только в качестве стартерных. Ввиду высокой эффективности и простоты конструкции их стали применять и в других направлениях:

  • Стационарные источники питания. Работают в режиме непрерывного заряда, выполняют функцию аварийных батарей.
  • Электротехника. Способность легко переносить глубокий разряд и большой ресурс сделали свинцовые АКБ незаменимыми в конструкции электромобилей и спецтехники.
  • Портативные источники питания. Компактные мобильные версии батарей активно используются строителями, электриками, сотрудниками коммунальных и ремонтных служб для заряда и питания инструмента.

Срок эксплуатации батарей ограничен, определяется набором базовых характеристик конкретной модели, а также режимом эксплуатации, температуры и других факторов. Изношенный, сломанный или просто старый свинцовый аккумулятор (любого типа) правильнее сдавать на переработку. Даже за портативный источник питания удастся выручить реальные деньги, при этом сделав вклад в защиту окружающей среды.

Что насчет гелевых батарей?

Гелевый аккумулятор Б/У должен подвергаться утилизации также, как и другие типы батарей. В его основе тоже находятся свинцовые электроды и электролит. Вся разница кроется в состоянии последнего – в гелевых АКБ он не жидкий, а гелеобразный.

Гелевые аккумуляторы не боятся наклонов, вибрации и переразряда. Этот набор качеств при условии соблюдения правил безопасной эксплуатации обеспечивает средний срок использовании батареи около 8-10 лет. Изношенные АКБ с гелевым электролитом недопустимо выбрасывать или вскрывать. Их, наравне с другими свинцовыми батареями, нужно сдавать на переработку.

Вторая жизнь аккумуляторов от ИБП

Источники бесперебойного питания необходимы для защиты ПК, бытовой техники, специального оборудования и серверных от поломок, которые могут возникнуть в результате перепада напряжения в сети. Свои функции ИБП способны выполнять благодаря наличию встроенного аккумулятора. Последний имеет ограниченный ресурс, который редко превышает 5 лет. По истечению срока изношенную батарею нужно заменить, а старую сдать в пункт скупки компании «ПАК».

Читайте также:  Скажу сразу о МЕРАХ БЕЗОПАСНОСТИ

Приемка аккумуляторов от бесперебойников позволяет избавиться от источника токсичной опасности с личной финансовой выгодой. Мы гарантируем, что батарея от ИБП пройдет утилизацию с соблюдением техники безопасности, а весь полученный свинец будет вторично использован в производстве.

Сколько можно заработать на тяговых аккумуляторах?

Тяговые АКБ на скупке оцениваются дороже остальных типов подобного лома, что объясняется их большим весом. Такие батареи используются для обеспечения беспрерывной работы сложного оборудования. Тяговый АКБ на лом можно найти в конструкции погрузочной, складской и промышленной техники. Также источники питания подобного типа могут отвечать за работоспособность грузовиков и электромоторных лодок.

Тяговые АКБ делятся на 2 группы:

  • свинцово-кислотные;
  • гелевые.

И те, и другие содержат свинцовые пластины, на которых можно заработать. Уровень дохода за сдачу зависит от количества металла в составе АКБ. Чем тяжелее устройство, тем выше прибыль. Средняя цена 1 кг лома тяговых батарей составляет 53 руб.

Прием свинцовосодержащих АКБ по высоким ценам

Наша компания готова дорого выкупить батареи, содержащие свинец, независимо от их состояния. Прием ведется стационарными площадками в Москве и области, а также мобильными пунктами на выезде. За сдачу оптовых партий предусмотрены наценки.

Пообщаться с менеджером по вопросам относительно процесса сдачи и утилизации аккумуляторов, а также заказать бесплатную оценку партии можно по контактному номеру, указанному на сайте.

Источник



Аккумуляторы как ценный вид металлолома

Большинство современных аккумуляторных батарей изготавливается с использованием свинца. Это цветной металл, который пользуется спросом на вторичном рынке. Масса отработавших АКБ на 60-70% образована свинцовыми пластинами и ее компонентами. Учитывая, что вес изделия обычно составляет свыше 10 кг, аккумулятор становится ценным видом металлолома. Его продажа в единичном экземпляре на переработку позволит владельцу получить хорошую прибыль для покупки новой АКБ. Наша компания осуществляет прием и утилизацию автомобильных аккумуляторов б/у в Москве на выгодных условиях. Мы скупаем старые АКБ с самовывозом или по вашему адресу.

Почему необходимо сдавать аккумуляторный лом?

Несмотря на ценный состав продукции, старые источники питания содержат токсичные вещества. Даже свинец выделяет едкие пары, которые негативно сказываются на здоровье людей. Электролиты (обычно представлены серной кислотой) наносят серьезный вред экологии и грунтам, а пластиковые отходы засоряют природу. За исключение ценного металлолома, остальные составляющие подвергаются утилизации:

  • пластик измельчается и сжигается в специальных печах;
  • электролиты нейтрализуются или дополняются активными компонентами.

Металлолом после разделения сырья отправляется на переработку. Он пригоден для вторичного использования при производстве.

Как перерабатывают металлолом?

Аккумулятор держит заряд за счет свинцовых пластин, взаимодействующих с электролитами. Они представлены в виде решеток, пространство которых заполняется сурьмой. После извлечения металлических пластин, они отчищаются специальными станками. Далее проводится:

  • изъятие других металлических элементов в конструкции АКБ (болты, каркас и прочее);
  • разделение металлолома по типу сплава;
  • плавление изделий до получения жидкого металла;
  • химический процесс разделения веществ на составляющие;
  • отвердевание металла;
  • отправка полученного сырья на производство.

Перерабатываемый металлолом отлично заменяет сырье с месторождений. Он используется в различных сферах промышленности, ограниваясь только требованиям к чистоте сплава.

Сколько стоит металлолом с АКБ?

Если сортировать лом, то его можно сдать отдельно, получив больше прибыли. Однако такой способ связан с рисками. По этой причине владельцам выгоднее и удобнее продавать АКБ в сборе. Сегодня в пунктах «Лом Цветмет» на прием аккумуляторов б/у в Москве цена составляет порядка 30-55 рублей за кг, без учета оптовых наценок. На стоимость влияет вид продукции и общий объем. Учитывая общий вес изделия, аккумулятор становится ценным товаром.

СТОИМОСТЬ В РУБЛЯХ

Цена на прием аккумуляторов в Москве опт розница
Прием аккумуляторов автомобильных 61 56
ЛОМ аккумуляторов ОТ ИБП 59 55
ЛОМ АКБ ТЯГОВЫХ 63 57
Лом аккумуляторов полипропиленовых 59 44
Лом АКБ эбонитовых 40 30
Прием бу аккумуляторов гелевых 59 56

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ. ОСТАВЬТЕ ЗАЯВКУ И МЫ ПРОКОНСУЛЬТИРУЕМ ВАС БЕСПЛАТНО!

Также читайте наши другие интересные статьи:

Источник

Щелочные акб – характеристики преимущества и недостатки

Щелочные батареи представляют собой портативный источник постоянного тока, заправленный электролитом на основе водного раствора едкого натрия или калия. Изделия отличаются повышенным сроком эксплуатации, достигающим 25 лет (устройства ламельного типа). Оборудование поддерживает алгоритмы ускоренной зарядки, при разрядке обеспечивается повышенная мощность.

Отличие от других АКБ

Наибольшее распространение получили щелочные аккумуляторы на основе никель-кадмиевых или никель-железных композиций. Положительные электроды кадмиевых батарей изготовлены из соединения гидрата закиси никеля и графитового порошка с добавлением окиси бария.

Отрицательные пластины выполнены из чистого кадмия/железа или гидрата закиси кадмия/железа. В состав щелочного электролита (на основе гидроксида калия) введен гидроксид лития, способствующий повышению емкости и улучшению разрядных характеристик.

Активная масса на катоде и аноде нанесена на стальную сетку, что позволяет увеличить площадь вещества, принимающего участие в электрохимической реакции. В полость банок залит жидкий электролит.

Устройство щелочного аккумулятора

В устройство щелочного аккумулятора дискового типа входят анодная и катодная пластины, разделенные пластиковым сепаратором. В состав электролита введены специальные загустители, способствующие удержанию раствора в полостях сепаратора.

В отличие от кислотных батарей, щелочные элементы допускают перезарядку. Стандартный алгоритм восстановления емкости занимает 6 часов. После длительного хранения в разряженном состоянии или эксплуатации в цепях с пониженным энергопотреблением производится интенсивная зарядка, длящаяся до 12 часов.

При падении силы тока в цепи зарядки ниже нормативного значения рабочие характеристики щелочных элементов питания ухудшаются.

Зарядка никель-железных батарей при температуре воздуха ниже 0°С не рекомендуется.

Химические процессы

Во время работы батареи протекает обратимая химическая реакция взаимодействия материалов катода и анода с ионами электролита. В результате положительные пластины покрываются слоем нестехиометрического гидрата закиси никеля, а на отрицательных электродах формируется гидрат окиси кадмия. Во внешней цепи образуется разница потенциалов, составляющая 1,45 В (рабочее напряжение 1,2 В).

При подаче напряжения от зарядного блока реакция происходит в обратном направлении – гидрат закиси никеля преобразуется в гидроокись никеля, а на отрицательной пластине восстанавливается кадмий. Вещества, используемые в батарее, не вступают в реакции между собой.

Также отсутствует растворение материалов в электролите, что способствует поддержанию химического состава и плотности рабочей жидкости. Стабильность плотности электролита повышает устойчивость оборудования к воздействию низких температур.

Аккумулятор никель-кадмиевый KL-55

В процессе работы батареи происходит разложение воды, входящей в состав электролита. Для восстановления используются циклы рекомбинации, дополненные периодической доливкой воды (по мере снижения уровня жидкости в банках).

Едкий калий или натрий активно поглощает углекислый газ, находящийся в атмосферном воздухе. В результате происходит карбонизация и снижение электропроводных характеристик раствора. Для восстановления параметров выполняется периодическая замена жидкости, химических способов регенерации не существует.

Читайте также:  Автомобильный аккумулятор BARS 6СТ 62 АПЗ о п

Замена электролита

Для продления ресурса щелочной АКБ электролит меняется через 100-125 циклов зарядки и разрядки. Перед сливом рабочей жидкости производится разрядка источника постоянного тока до напряжения 1 Вольт (для каждого элемента).

После слива отработавшего раствора полости промываются дистиллированной водой или раствором щелочи. Для удаления остатков загрязнений корпус аккумулятора встряхивается. Использовать механические приспособления для удаления грязи запрещается.

Свежий раствор с необходимой плотностью заливается непосредственно после промывки. Батарея выдерживается на протяжении 2-3 часов, рабочая жидкость заполняет пустоты между положительными и отрицательными пластинами.

Затем проверяется плотность раствора и осуществляется зарядка, для корректировки состава электролита используется дистиллированная вода. Не допускается хранение или эксплуатация щелочной аккумуляторной батареи с оголенными торцами пластин и вывернутыми пробками.

Преимущества и недостатки

Как и любой источник питания, щелочные АКБ обладают преимуществами и недостатками, определяющими сферы применения изделий. Материалы анода и катода обладают повышенной электрической проводимостью, что позволяет повышать ток в цепи разрядки/зарядки выше номинального значения без риска разрушения активной массы.

Щелочные аккумуляторные батареи обладают ресурсом до 3 тыс. циклов (в 2 раза выше, чем у свинцово-кислотных АКБ).

Конструкция допускает кратковременное короткое замыкание, губительное для кислотных батарей.

Дополнительным плюсом щелочных элементов является повышенная механическая прочность элементов конструкции, лишенных пластичного свинца. Пластины установлены в специальных стальных рамках.

Для изготовления корпусов используется лист из углеродистой стали, дополнительно защищающий детали от повреждений.

Меньший вес элементов конструкции обеспечивает повышение удельных энергетических характеристик.

Недостатки щелочных источников тока:

  1. При подключении к зарядному блоку частично разряженного аккумулятора наблюдается снижение емкости (“эффект памяти”). Процесс является обратимым, при проведении тренировочных циклов емкость восстанавливается до исходных параметров. В основе процесса лежит способность гидроксида никеля образовывать разные модификации вещества.
  2. Обратимость процесса снижения емкости имеет одновременно и плюсы, и минусы. После восстановления гидроксид никеля обладает повышенной активностью, что приводит к ускорению процессов саморазряда. Восстановленный кадмиевый аккумулятор теряет за 1 час до 10% емкости. Но в процессе нормальной эксплуатации эффект исчезает.
  3. Разброс напряжения элементов, установленных в банке. Для обеспечения равномерной емкости необходимо использовать специальные зарядные устройства.
  4. Повышенный расход электроэнергии при зарядке, КПД составляет не более 55%.
  5. Необходимость периодического обслуживания с заменой электролита, для выполнения работ требуется квалифицированный персонал. Увеличенный объем работ ограничивает использование щелочных батарей для автомобиля.

Сфера применения

Щелочные источники постоянного тока используются в электронных приборах вместо базовых гальванических элементов. Из-за сниженного внутреннего сопротивления обеспечиваются стабильные рабочие характеристики и уменьшается вероятность перегрева источника питания.

Батареи применяются для обеспечения электроэнергией тяговых электродвигателей, установленных на складской технике.

Щелочные аккумуляторы применяются на складской технике

Аналогичные устройства встречаются в конструкции вспомогательных приводов, установленных на электрическом городском транспорте (трамваи или троллейбусы).

Источники питания щелочного типа применяются для привода электрических двигателей строительного инструмента (малогабаритные дрели, шуруповерты).

Из-за постоянного ужесточения экологических требований происходит вытеснение никель-кадмиевых аккумуляторов устройствами на основе лития.

Небольшие габариты кадмиевых аккумуляторов, способность работать при понижении температуры до -40°С и высокая энергоемкость предопределили распространение изделий в авиации (в качестве бортовых источников питания).

Щелочные автомобильные аккумуляторы ограниченно используются в качестве устройств для пуска и обеспечения работы силового агрегата. Традиционные свинцово-кислотные обладают пониженным внутренним сопротивлением, обеспечивая увеличенный ток холодной прокрутки. Никелевые элементы обладают “эффектом памяти”, негативно влияющим на емкость устройства при нарушении условий разряда и заряда.

Дополнительными минусами щелочных аккумуляторов 12В является сниженная емкость и увеличенная цена.

Малогабаритные батареи щелочного типа, имеющие корпуса цилиндрической конфигурации, используются в наручных часах и бытовой технике.

Щелочные аккумуляторы широко используются в быту

Дисковые батареи отличаются применением герметичного металлического кожуха, рабочий ток не превышает 10% емкости (для снижения газообразования).

Правила эксплуатации

Основные требования к эксплуатации перезаряжаемых источников постоянного тока щелочного типа:

  1. При эксплуатации устройств учитывается характеристика кривой падения напряжения. После подачи нагрузки происходит постепенное снижение напряжения до 1,1 В. Дальнейшая разрядка батареи приводит к снижению ресурса и разрушению активной массы на электродных пластинах.
  2. Зарядка аккумуляторов выполняется с выкрученными пробками, при повышении температуры и давления происходит разрушение корпуса и металлических сеток электродных пластин.
  3. Через каждые 10 дней эксплуатации производится визуальный осмотр корпуса изделия, затем проверяется и доводится до нормативного значения уровень электролита. В конструкции пробок предусмотрены дренажные каналы, предназначенные для сброса давления газов. Каналы прочищаются, одновременно проверяется состояние резиновых уплотнителей, потрескавшиеся элементы подлежат замене.
  4. Через 100-125 рабочих циклов или через год эксплуатации производится замена электролита (с промывкой банок). Внешние поверхности корпуса очищаются от загрязнений, производится проверка затяжки креплений соединительных пластин. Для удаления следов коррозии на неокрашенных поверхностях используется ветошь, смоченная керосином.
  5. Отработавшие аккумуляторные батареи с щелочным электролитом запрещено выбрасывать на свалки бытового мусора. Поскольку устройства имеют ограниченное распространение, их прием на утилизацию осуществляется специализированными организациями.

Правила хранения

Сухой щелочной аккумулятор хранится с закрученными пробками, срок складирования устройств не превышает 2 месяцев. Если устройство находилось в эксплуатации до 1 года, то перед длительным хранением необходимо снизить напряжение до 1 В и произвести слив электролита.

Слив электролита должен производиться путем откачивания

Затем проводятся дополнительные мероприятия по консервации и очистке корпуса от отложений солей, пробки плотно заворачиваются в отверстия банок, предотвращая циркуляцию воздуха. Аналогичные действия выполняются при длительной транспортировке изделий.

При хранении щелочных источников питания требуется соблюдать условия:

  • периодически проверять затяжку пробок и состояние резиновых уплотнительных колец;
  • удалять следы соли с поверхности корпуса;
  • металлический корпус источника питания очищается от следов коррозии и покрывается слоем защитной краски или лака.

Для защиты стального кожуха используется специальный лак черного цвета на битумной основе. Для предохранения защитного покрытия от повреждений щелочным раствором используются специальные реагенты.

В процессе хранения проводится периодический осмотр изделий с восстановлением защитных покрытий и удалением потеков электролита.

Категорически запрещается складирование в одном помещении свинцово-кислотных и щелочных аккумуляторов.

Срок хранения изделий зависит от температурных условий в помещениях. Никель-кадмиевые источники со слитым электролитом допускается хранить в полевых условиях в течение полугода, при размещении изделий в закрытых помещениях срок увеличивается до 5 лет.

Никель-железные элементы допускается хранить на протяжении 3,5 года (только в помещении). Необходимо предусмотреть защиту складских мест от воздействия прямого солнечного излучения и атмосферных осадков.

Источник