Меню

Техника безопасности во время зарядки АКБ

В каких случаях требуется зарядка аккумулятора автомобиля, не снимая с машины, и как она проводится

Мы привыкли, что для зарядки аккумулятора автомобиля нужно его снять, отнести домой, подключить к зарядному устройству (ЗУ) и заряжать в соответствии с рекомендациями для этого типа АКБ. В принципе, всё правильно, если речь идёт о простых и недорогих автомобилях импортного и отечественного производства. Но сейчас появляется всё больше иномарок, которые имеют множество навороченной электроники. Там и сложные бортовые компьютеры, датчики, мультимедийные и противоугонные системы, всевозможные ассистенты, куча настроек, диагностические сведения и т. п. И обесточивать их противопоказано. Что же делать в такой ситуации?

Почему может понадобиться заряжать аккумулятор на машине

На таких автомобилях снимать аккумулятор себе дороже. Если вся перечисленная начинка собьётся, то придётся долго сидеть и все это восстанавливать. Вполне возможно, что потом придётся обращаться к специалистам, чтобы всё это оборудование привести в рабочее состояние. Естественно, что никому этого не хочется. Поэтому в последнее время на форумах часто встречается вопрос о том, возможна ли зарядка автомобильного аккумулятора без снятия с машины. То есть, можно ли заряжать АКБ прямо на авто с присоединёнными клеммами?

Да, это возможно. Каких-то противопоказаний от производителей автомобилей или аккумуляторов для такой зарядки нет. Другое дело, что такое не всегда возможно осуществить чисто технически. Если у вас автомобиль стоит в гараже, куда подведено электричество, это один разговор. Тогда можно протянуть удлинитель, подключить зарядное устройство и поставить аккумулятор на зарядку, не снимая клемм. А если автомобиль стоит во дворе или на стоянке. Тут уже удлинитель просто так не кинешь, и придётся отключать аккумулятор со всеми вытекающими последствиями. Правда, есть одно решение. В этой ситуации пригодится переносной аккумулятор для автомобиля.

Источник

Как заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством не снимая с автомобиля

Наполнять банку электричеством – выражение из словаря В. И. Даля: так он пояснил значение слова «заряжать». К современным автомобильным батареям из шести банок оно подходит идеально. Правда, банки на поверку оказываются разными – как по конструкции, так и по состоянию. Как же заполнять их ­электричеством?

Все АКБ условно можно разбить на малообслуживаемые, необслуживаемые и полностью необслуживаемые. Самые древние из них – малообслуживаемые, с решетками из свинцово‑сурьмянистого сплава, самые крутые – полностью необслуживаемые, с решетками из максимально чистого свинца. Надо отметить, что под «необслуживаемостью» понимаются увеличенные интервалы доливки воды или полное отсутствие этой процедуры в течение всего срока службы. Но любая необслуживаемая батарея требует периодического контроля наравне с другими компонентами автомобиля. Вопреки распространенному заблуждению, особой разницы в зарядке батарей этих трех типов нет.

Надо заряжать или не надо?

Существует простой объективный способ оценить состояние батареи. Нужно измерить вольтметром напряжение на клеммах аккумулятора, при этом отключать его от бортсети автомобиля не нужно. Напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) должно составлять 12,6–12,7 В. Важно, чтобы между остановкой двигателя и замером напряжения прошло несколько часов (в идеале – не менее десяти), иначе показания могут оказаться завышенными.
В малообслуживаемых и необслуживаемых батареях с пробками или блоком пробок в крышке можно проверить еще и плотность электролита – понадобится ареометр (он же денсиметр). Это позволит оценить заряженность батареи «побаночно». Плотность электролита в полностью заряженном аккумуляторе должна быть 1,27 г/см³. Это значение идеально с точки зрения эффективности работы активных материалов и внутреннего сопротивления аккумулятора. Плотность меньше 1,25 г/см³ используют в жарких странах, где характеристики коротких разрядов не так важны. Кстати, при такой плотности снижается скорость коррозии, что продлевает срок службы. Плотность выше 1,29–1,30 г/см³ используют на Крайнем Севере, где недозаряженная батарея подвергается опасности замерзнуть.

Возможен ли заряд на морозе?

Чем ниже температура окружающего воздуха, тем хуже батарея принимает заряд. Нормальный температурный ди­апазон для заряда – 0…+ 25 °C. ­Поэтому зимой вероятность, что аккумуляторы успеют восстановиться за время поездки, зависит от скорости прогрева электролита. А на нее сильно влияет расположение батареи на автомобиле – под капотом, в багажнике или вообще снаружи. С этой точки зрения в наихудшем положении ­оказываются развозные грузовички с наружным расположением АКБ.

Как заряжать при нечастых поездках?

Многие автомобили чаще стоят на приколе, чем ездят. Их владельцы нередко применяют так называемые подзарядки – зарядные устройства, постоянно подпитывающие аккумуляторы малыми токами для поддержания 100‑процентной заряженности. Такой режим нельзя назвать полезным: он увеличивает скорость коррозии решеток пластин и сокращает срок службы батареи. Поэтому, если машина находится без движения более трех недель, лучше подзарядить батарею привычным способом – от зарядного устройства или от генератора после пуска мотора. А перед очередной постановкой «на хранение» батарею следует полностью зарядить, иначе высока вероятность столкнуться с глубоким разрядом, отказом автомобиля нормально пускаться и необходимостью покупать новую батарею.

Зарядное устройство или генератор – что лучше заряжает?

При нормальных условиях эксплуатации зарядное устройство не нужно. Батарея должна заряжаться от генератора. И заряд при постоянном напряжении исправного автомобиля – самый правильный и полезный для АКБ.

Задача стационарного зарядного устройства – восстановить батарею пусть не полностью, но достаточно для того, чтобы генератор уже дозарядил на 100%. При заряде постоянным током во избежание перезаряда и «выкипания», то есть расхода воды из электролита, стационарное зарядное устройство прерывает работу на уровне 14,4 В, переходя в режим подзаряда минимальным током при хранении. Это обычно не позволяет зарядить батарею полностью. А генератор заряжает ее в режиме постоянного напряжения.

В зависимости от настроек системы электроснабжения автомобиля ди­апазон регулирования напряжения составляет 13,8–14,5 В. Ток заряда определяется внутренним сопротивлением батареи, которое характеризует ее состояние в данный момент, и снижается по мере приближения значения напряжения на клеммах батареи к напряжению генератора. То есть стационарное зарядное устройство выдает конкретный ток в соответствии со своим алгоритмом, а от генератора батарея забирает ток, который ей нужен. Вот почему зарядное устройство не может зарядить так же, как генератор.

Какой должен быть режим заряда?

При напряжении разомкнутой цепи менее 12,3 В батарея имеет право покапризничать при пуске мотора, особенно зимой. И если она пребывает в таком состоянии уже долго, то полностью восстановить ее сможет заряд при постоянном напряжении, но малым током – около 1 А. После того как батарея сможет принимать бóльшие значения, ток увеличится. В любом случае такую «реанимацию» желательно проводить в специализированном сервисе. Не запускайте ситуацию и контролируйте заряженность батареи, особенно перед длительным хранением – например, если улетаете в отпуск.

Когда НРЦ падает ниже 10,5 В, это уже сверхглубокий разряд. Если батарею посадили за короткое время, ее можно быстро зарядить большим током 10–20 А (10% от значения номинальной емкости) от стационарного устройства в течение нескольких часов. Если же батарея испытывала хронический недозаряд и помирала медленно, заряд необходимо начинать минимальным током при постоянном напряжении. Для этого придется обратиться в специализированный сервис.

Снимать ли батарею с автомобиля для заряда?

Нет, это перестраховка. Хотя теоретически газовыделение действительно может стать причиной взрыва батареи. Правила поведения очень простые: не курить рядом с батареей во время заряда и не закорачивать клеммы.

Можно «прикуривать» от другой машины?

Мнения на этот счет часто расходятся, но споры идут лишь о сохранности электрооборудования автомобиля и соответствии его инструкции по эксплуатации. Неоспоримо одно: аккумулятор при этом точно не пострадает! По нашему мнению, «прикуривание» безопасно, если соблюдается нехитрая схема: положительные клеммы донора и акцептора соединяем между собой, а отрицательный вывод донора сажаем на кузов «прикуриваемого» авто­мобиля.

Редакция благодарит эксперта Национальной ассоциации производителей источников тока Дмитрия Тищенко за помощь в подготовке материала.

  • В ассортименте интернет-магазина «За рулем» есть недорогие и проверенные временем зарядные устройства Тамбовского завода. Отличный подарок и себе, и товарищу-автолюбителю!

Источник

Можно ли не снимая клеммы заряжать аккумулятор – мифы и реальность

Вокруг процесса зарядки АКБ за последние годы в Интернете скопилось очень много устрашающих историй, среди которых гуляют мифы про неснятую клемму. Можно ли так заряжать на самом деле? Те, кто не разбирается в теме, пишут, что на этот вопрос однозначного ответа нет. Другие, которые подсознательно боятся электричества, уверенно настаивают, что надо клемму снимать. Некоторые в спешке или из-за лени однажды без последствий зарядили АКБ, не отключая ее от бортовой сети, после чего вступают в спор с первыми двумя категориями «экспертов».

не снимая клеммы заряжать аккумулятор

В этой же статье вы точно узнаете – можно ли не снимая клеммы заряжать аккумулятор. И это будет не просто «да» или «нет». Ответ на этот вопрос подкреплен железобетонными фактами. Кроме того, развеем два наиболее часто встречающихся мифа по этому поводу. Разберемся, чего действительно надо опасаться при зарядке с неснятой клеммой, и как выполнять эту процедуру безопасно.

Мифы про зарядку АКБ без снятия клемм

Начнем, пожалуй, с мифов о зарядке аккумулятора без снятия клемм. Их по Интернету гуляет не так много, что даже странно. Ведь на практике неприятных исходов при такой зарядке может быть с десяток, как минимум. Но об этом позже.

Миф №1. «Если не снимать клемму, то что-нибудь перегорит»

Это самая распространенная страшилка. Основывается она чаще всего на том, что при заряде АКБ от зарядного устройства в бортовую сеть автомобиля подается напряжение больше номинальных 12 вольт, что якобы может угробить электронику ЭБУ, магнитолы, навигатора и так далее. Кто и когда пришел к такому умозаключению, мы уже не узнаем никогда. Но то, что этот человек не ведал, о чем вещает, это точно. Как и те, кто ему поверил (и верит до сих пор).

Читайте также:  ТОП 3 Беспроводная сетевая зарядка Samsung EP PG950 2 299 рублей

В этом мифе есть только одна правда. От зарядного устройства действительно поступает напряжение более 12 вольт. Если вы используете не дешевую китайскую зарядку, то там около 14.5 вольт. Такое напряжение является необходимостью, без которой аккумулятор просто не сможет заряжаться. Но «боится» ли такого вольтажа электроника автомобиля?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо сказать, что аккумулятор в автомобиле заряжается не только от зарядных устройств. Когда запущен двигатель и работает генератор, то уже от него через реле-регулятор в бортовую сеть идет точно такое же напряжение. Если, при этом, ничего у вас не перегорает и не глючит, то почему тогда это должно случиться именно во время зарядки АКБ от стационарного зарядного устройства?

Этот миф, все же, не так однозначен, как описано выше. Его невозможно развеять, если вы являетесь обладателем дешевого зарядного устройства. Далее будет сказано, почему. Не стоит также забывать и о тех, кто свято верит в откровенно вредительскую информацию про зарядку кальциевых аккумуляторов напряжением 16.2 В…

Подытожим немного. Если у вас хорошее зарядное устройство, которое отдает на АКБ напряжение, не превышающее отметку в 14.5 В (идеально – 14.4 В), то клемму из-за страха перегорания электроники снимать бессмысленно. Она не выйдет из строя по трем причинам.

  1. Во-первых, при работающем генераторе напряжение в бортовой сети примерно такое же, и ничего не перегорает.
  2. Во-вторых, если электроника подключена правильно, то при выключенном зажигании она вообще обесточена (кроме того, что пребывает в ждущем режиме).
  3. В-третьих, штатное электрооборудование автомобиля способно «пережить» и большее напряжение.

Миф №2. «Если клемму не снять, АКБ не зарядится до 100%»

Этот миф основывается на токах утечки. Когда АКБ подключен к бортовой сети автомобиля, то энергию из него потребляют устройства, пребывающие в ждущем или спящем режиме. Соответственно, любители этого мифа утверждают, что зарядить аккумулятор до 100% не получится, так как он будет одновременно с зарядкой разряжаться.

Раскладываем по полочкам. Ток утечки в автомобиле – действительно есть. Если оборудование исправное, то этот ток не превышает 50-70 мА. Эти потери действительно никуда не пропадают и во время зарядки АКБ без снятия клемм. Получается, этот миф – правда, и развеять его не получится? Не будем спешить.

Рассмотрим вкратце правильно организованный процесс зарядки АКБ. Когда батарея разряжена, зарядное устройство заряжает ее током в несколько ампер. По мере того, как АКБ заряжается, ее внутренне сопротивление увеличивается, и зарядный ток, соответственно, уменьшается. Считается, что, когда ток заряда снизится до 100 мА (при напряжении 14.4 В), батарею можно считать заряженной.

Теперь сопоставим цифры. Ток утечки «здорового» автомобиля – 50-70 мА. Ток окончания заряда аккумулятора – 100 мА. Получается, что при таком соотношении токов АКБ рано или поздно все равно зарядится до конца. Да. При подключенных клеммах из-за описанных потерь для этого потребуется немного больше времени, чем если бы мы заряжали отключенную от бортовой сети АКБ. Но зарядить ее до 100%, все же, реально. А это значит, что миф развеян.

Как и предыдущий миф, этот тоже невозможно развеять при определенных обстоятельствах. А именно, если ток утечки на вашем автомобиле значительно превышает норму, зарядить АКБ без снятия клеммы (дождаться тока зарядки 100 мА) до 100 % у вас действительно не получится.

Чего надо бояться в реальности?

Помимо рассмотренных страшилок и мифов есть и другие моменты. Развеивать все это особого смысла нет, так как далеко не у всех:

  • нормальное зарядное устройство;
  • исправный аккумулятор;
  • нормальный ток утечки;
  • и вообще – исправная бортовая сеть автомобиля.

Дело в том, что при определенных условиях абсолютно все гуляющие по Интернету мифы про зарядку АКБ без снятия клемм – могут иметь место быть. Может и электроника погореть. АКБ до 100 % не зарядится. Но и это еще не все.

Чего еще стоит опасаться при зарядке аккумулятора с подключенными клеммами, и при каких обстоятельствах – рассмотрим поподробнее. А чтобы не порождались новые мифы, попутно по каждому пункту предоставляется информация, как увидеть опасные обстоятельства, и как их предотвратить на практике.

Перенапряжение

Чрезмерно высокое напряжение во время зарядки опасно не только для электрооборудования автомобиля, но и для самой АКБ. Некоторое оборудование действительно может и перегореть. Особенно, если в нем нет никакой встроенной защиты от перенапряжения. Что же касается аккумулятора, то при напряжении заряда выше 14.4 В электролит в нем начинает кипеть, теряя воду, токоведущие свинцовые пластины – безвозвратно разрушаются, емкость теряется, а ресурс снижается.

Такие обстоятельства возможны только тогда, когда зарядное устройство не имеет ограничения по выдаваемому напряжению. Например, если вскрыть любой зарядник стоимостью до 1000 рублей, то в нем можно будет обнаружить только трансформатор и диодный мост (иногда вообще – полумост). Никаких элементов, способных ограничить выходное напряжение таких устройств, в них нет. Потому они такие и дешевые. Пользуясь ими, на АКБ и бортовую сеть автомобиля легко можно пропустить напряжение, гораздо превышающее 14.4 В. Некоторые «жарят» аж до 18 вольт.

Как увидеть такое, уже опасное, напряжение во время зарядки, и предотвратить сопутствующие неприятные последствия? Во-первых, отказаться от покупки и эксплуатации таких зарядников. Во-вторых, если уж некуда деваться, контролируйте напряжение заряда вручную. Подключите в процессе зарядки к клеммам АКБ мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения. Если оно начнет переваливать безопасные 14.4 В – прекращайте зарядку.

Ну а о зарядке кальциевых батарей напряжением 16.2 В говорить, наверное, что-либо бессмысленно. Ведь развеять придется и многочисленные статьи, и видеоблоги, и слова некоторых продавцов аккумуляторов, и даже официальные заявления парочки производителей кальциевых аккумуляторов. Это отдельная тема. И если вы ее еще не изучали, то просто не допускайте, чтобы на ваш аккумулятор поступало напряжение более 14.4 В. Хуже точно не будет, да и клемму не надо будет скидывать. А с годами еще и спасибо за эту рекомендацию скажете.

Резкий скачок тока

Когда к нерегулируемому зарядному устройству подключается сильно разряженный аккумулятор, то происходит резки скачок тока. Связано это с тем, что внутреннее сопротивление АКБ тем меньше, чем глубже она разряжена. А согласно закону Ома – чем меньше сопротивление, тем большая сила тока.

Так вот. Этот самый скачок тока вреден как для аккумуляторной батареи, так и может «навести шороху» в бортовой сети автомобиля. Если при подключенных клеммах окажется, что на каком-то участке электросистемы авто сопротивление недостаточно большое (а также при плохих контактах, разрушенной изоляции проводов и так далее), то большой ток устремится именно туда. Если же все исправно, то большую часть тока «возьмет на себя» АКБ.

Увидеть такие скачки можно только при наличии амперметра. Таковой может быть встроен в зарядное устройство (даже экономичные китайцы лепят их на свои зарядники). Если амперметра нет, либо верится его показаниям с трудом, то можно воспользоваться мультиметром (опасно, если скачок будет больше 10 А) или токоизмерительными клещами (абсолютно безопасно).

Чтобы избежать начальных скачков тока, если вы используете бюджетное нерегулируемое зарядное устройство, можно параллельно ему подключать обычную 12-вольтовую лампочку накаливания небольшой мощности (не светодиодную). В случае чего она сгладит скачок, и сохранит наиболее уязвимые участки электросети автомобиля.

А лучше всего использовать для зарядки АКБ регулируемый источник питания с возможностью вручную ограничивать ток заряда. Такие устройства дороже нерегулируемых, но без них заряжать аккумулятор, не снимая клеммы, не стоит.

Кипение электролита

Когда аккумулятор заряжается слишком большим напряжением или током, то начинается обильное «кипение» электролита. Для АКБ это явление – уже очень плохо. Что же касается не снятых клемм, то на них будут попадать брызги и пары электролита. В результате на их поверхности будет образовываться диэлектрический налет, сами клеммы будут разрушаться, что впоследствии приведет к потребности в их замене.

Избежать кипения электролита можно только одним способом – не превышая ток и напряжения заряда. Как этого добиться, уже сказано выше.

Нагрев АКБ

Происходит по тем же причинам, что и кипение. Кроме того, греются уже отслужившие свое батареи. Если аккумулятор сильно нагревается во время зарядки с неснятыми клеммами, то может оплавиться изоляция расположенных рядом проводов. А это уже грозит короткими замыканиями и сопутствующими проблемами.

Увидеть нагрев АКБ во время зарядки можно без приборов. Для этого достаточно периодически пробовать его корпус рукой. Если все нормально, то батарея будет либо слегка теплой, либо вообще холодной. Проверять на перегрев стоит также и клеммы. Они, как правило, нагреваются в случае чего гораздо раньше, чем корпус аккумулятора.

Греющийся во время зарядки аккумулятор с неснятыми клеммами заряжать не стоит. Такой вообще не следует заряжать под капотом.

Перебои в сети

Уверены ли вы на 100%, что за все время зарядки аккумулятора ваша бытовая сеть не даст каких-либо сбоев? Не отключат ли подачу электроэнергии? Не будет ли скачков напряжения? Вероятнее всего, такой уверенности нет ни у кого. Рассмотрим, чем и когда это опасно при зарядке АКБ с неснятыми клеммами.

  • Во-первых, если вы используете недорогое зарядное устройство, то абсолютно все скачки напряжения в бытовой сети передадутся на АКБ и другое (не обесточенное) электрооборудование автомобиля. Например, если в розетке окажется вместо 220 В, скажем, 250 В, то примитивный трансформаторный зарядник начнет отдавать на АКБ вместо 14 В больше 16 В. С хорошими зарядными устройствами таких проблем нет. В них имеется стабилизация напряжения и тока, которая удерживает выходные параметры на одном уровне независимо от скачков в бытовой сети.
  • Во-вторых, проблемы могут возникнуть, если во время зарядки вообще отключат подачу электроэнергии, а потом включат снова. У нормальных зарядных устройств и от этого есть защита. Но далеко не у всех. Попадаются и такие, у которых после выключения при последующем запуске сбиваются установленные ранее настройки напряжения и тока. Соответственно, есть риск навредить не обесточенной электронике автомобиля.
Читайте также:  Аккумулятор ACER TravelMate B113 V 1

Итог

А в итоге получается, что заряжать аккумулятор, не снимая клеммы – можно. Но для этого должны соблюдаться определенные условия.

  1. Во-первых, нельзя, чтобы превышалось допустимое напряжение заряда.
  2. Во-вторых, должен быть ограничен ток заряда.
  3. В-третьих, аккумуляторная батарея и бортовая сеть автомобиля должны быть полностью исправными..

Если какое-либо из этих условий не выдержано, либо вы не уверены, что это так, то клеммы на время зарядки лучше, все же, снять.

Источник



Лучшие способы зарядить аккумулятор, не снимая его с автомобиля

Севший в самое неподходящее время аккумулятор – ситуация, знакомая каждому автолюбителю, и особенно остро эта проблема проявляется в холодное время года. Потеря емкости АКБ может происходить и по другим причинам, делая дальнейшее движение транспортного средства невозможным, поэтому любому водителю не помешает ознакомиться с несколькими простыми лайфхаками быстрой и максимально бесхлопотной зарядки.

Особенности процесса зарядки АКБ автомобиля

Существуют определенные правила заряда АКБ, соблюдение которых считается залогом безопасности, причем как для автомобилиста, так и самого транспорта. Согласно им:

  • Для восполнения заряда АКБ рекомендуется проводить его частичный демонтаж (минусовая клемма).
  • Заряд должен производиться в нежилых помещениях (гараж, подсобные постройки и пр.).

Важно помнить, что на морозе батарея принимает заряд гораздо хуже и профессионалы советуют производить процедуру при температурном диапазоне от 0 до +25 градусов Цельсия.

И именно по этой причине в зимнее время батарея гораздо хуже восстанавливает емкость непосредственно во время поездки, поскольку не успевает прогреваться электролит.

  • Непосредственно во время заряда выделяются вредные летучие вещества. Кроме того, существует риск быть ударенным током, поэтому лучше сразу снять с рук кольца, часы, браслеты и прочие металлические украшения.
  • Если же зарядка осуществляется в условиях, не предполагающих снятие аккумулятора, что случается довольно часто, то автомобилисту придется задействовать специальное устройство, обеспечивающее надежную защиту АКБ от повреждения.

    Перед началом работ все агрегаты должны быть выключены, поскольку нужно по максимуму разгрузить аккумулятор.

    И если дело обстоит зимой, то остывший АКБ необходимо перенести на какое-то время в теплое помещение и только потом прибегать к манипуляциям с ним.

    Можно ли заряжать аккумулятор, не снимая клеммы

    В абсолютном большинстве случаев необходимость зарядить АКБ без снятия становится актуальной тогда, когда приходится иметь дело с авто, на котором установлены энергонезависимые компоненты. Объясняется это тем, что при отключении питания имеет место обнуление всех настроек или, как вариант, включение автоблокировки.

    Карбюраторный двигатель

    И если на повестке дня стоит вопрос о восполнении зарядной емкости аккумуляторной батареи авто с карбюраторным двигателем, используемым преимущество в рамках отечественного автопрома, то следует помнить, что здесь применяется только один электронный блок, и именно он регулирует напряжение в генераторной цепи.

    При этом коммутатор не будет реагировать на подключение внешней зарядки. Если же на авто был установлен электронный контроллер для коррекции состава топливной смеси и владельцы не вмешивались в устройство электроники, то имеет смысл заряжать АКБ по аналогии с машинами, оснащенными ДВС с распределенным топливным впрыском.

    Инжекторный ДВС

    Главная отличительная особенность инжекторных двигателей заключается в распределенном вспрыске топлива, для чего предусматривается построенный на микропроцессорах блок, мгновенно реагирующий на поступающую с различных датчиков информацию. Кроме того, в конструкции таких контроллеров предусматривается специальная защита, которая при малейшем скачке напряжения сразу отсекает питание.

    Поэтому рекомендуется отсоединять АКБ от общего бортового оборудования автомобиля, правда, некоторые производители не рекомендуют производить отключение. Как действовать в таких случаях? Разумеется, придерживаться рекомендаций, приведенных в заводской инструкции по эксплуатации. При этом подаваемая сила тока с зарядного устройства не должна выходить за пределы диапазона от 2 до 8 А, который считается совершенно безопасным для автомобиля.

    Дизельный мотор

    Разрешается заряжать аккумулятор без его снятия и в том случае, если автомобиль работает на дизельном двигателе. И хотя есть вероятность воспламенения, практика показывает, что при отключении мотора подобные риски являются минимальными. И не последнюю роль в этом вопросе играет высокая стабильность функционирования системы, работающей под управлением общего электронного блока.

    Как правильно зарядить АКБ без снятия с машины

    На практике многие начинающие водители не знают, как решить внезапно возникшую проблему. На самом же деле все не так сложно, главное, следовать определенной инструкции, не забывая об общих мерах предосторожности.

    Фольксваген

    В качестве наглядного примера можно привести алгоритм действий для такой популярной марки авто, как Volkswagen. Заключается он в выполнении следующих шагов:

    1. Прежде всего, необходимо выполнить попарное подключение проводов зарядного устройства к выводам АКБ (плюс к плюсу, минус к минусу).
    2. При необходимости можно не снимать даже аккумуляторную пробку и в этом случае выделяющиеся в процессе зарядки вещества будут выходить через вентиляционные отверстия в самой пробке.
    3. При отсутствии роста показателя плотности кислоты в течение двух часов констатируется полный заряд АКБ.

    Помимо техники безопасности, обязательным условием для соблюдения является уровень зарядного тока, который на начальном этапе не должен превышать 10% от общей емкости АКБ.

    Далее этот показатель должен автоматически идти на спад.

    Практически идентичные действия рекомендуется совершать и при зарядке без снятия АКБ на моделях Renault, хотя опытные автомобилисты все же советуют ограничиваться только одной плюсовой клеммой, снимая минусовую. Кроме того, следует следить за тем, чтобы зарядные клеммы не соприкасались с кузовом авто.

    Пежо 308

    Вот и эта французская малолитражка может запросто заряжаться без снятия батареи, что даже полезнее для самого авто, если учитывать испарение электролита во время зарядки в снятом состоянии. При этом важно соблюдать последовательность подключения, дабы избежать выхода из строя предохранителей на используемой зарядке.

    Напряжение в этом случае должно составлять 14-16 В при сохранении постоянной силы тока и начальном ее показателе в 25-30 А. По мере заряжения АКБ этот показатель будет постепенно снижаться, и если приходится работать с бустерами, то все эти величины довольно легко проконтролировать.

    Форд Куга

    Батарея американского кроссовера также заряжается двумя способами: со снятием и без. В этом случае максимальный уровень напряжения не превышает 15,5 В, поскольку все, что выше, уже опасно для автомобиля. Кроме того, есть ряд других условий, обязательных для соблюдения. Среди них:

    1. Подключение к сети должно осуществлять только после подсоединения зарядки к батарее. Отключение производится в той же последовательности – сначала зарядка от сети, а потом уже от АКБ.
    2. Недопустимым является запуск двигателя и других силовых агрегатов во время заряда.
    3. В первую очередь подключается «плюс», а потом «минус». Отключение производится наоборот – сначала «минус», а потом «плюс».

    Также не стоит забывать о специальных приспособлениях, позволяющих получать максимально точные сведения об исправности и состоянии АКБ, ведь не исключается, что агрегат просто уже изжил свой срок и нуждается в замене.

    Какое время требуется на качественную зарядку

    Продолжительность заряда напрямую зависит от состояния и емкости аккумулятора, а также применяемой методики восстановления. Под последней подразумевается применение постоянного, переменного тока и ускоренного алгоритма. В большинстве случаев автолюбители заряжают АКБ в течение 5-15 минут, восполняя ее емкость уже непосредственно во время движения. Но если необходимо полностью восстановить заряд, то на устройство в 50-60 Ач в среднем уходит от 12 до 16 часов.

    В большинстве случаев автолюбители заряжают АКБ в течение 5-15 минут

    Возможен ли заряд аккумулятора на морозе

    Если деваться некуда, то приходится заряжать АКБ и при критически низких температурах. Успешность результата в этом случае будет напрямую зависеть от расположения батареи, которая обычно находится под капотом, в багажнике или имеет внешнее крепление. И чаще всего автомобилистам приходится идти на всевозможные ухищрения, чтобы как можно быстрее восстановить аккумулятор: обогрев дома возле радиаторов отопления и укрытие автомобиля брезентами и одеялами.

    В случае длительного простоя рекомендуется заряжать автомобильный аккумулятор стандартным способом

    Техника безопасности во время зарядки АКБ

    Залогом успеха абсолютно во всех начинаниях является соблюдение мер безопасности. И зарядка АКБ в этом плане не является исключением из правил, требуя неукоснительного выполнения следующих условий:

    1. Обязательно нужно протирать клеммы и другие поверхности АКБ сухой ветошью, поскольку они должны быть сухими, а газовые каналы – открытыми.
    2. При дефиците электролита, его нужно восполнить, долив дистиллят или же применив устройство для автоматической поддержки напряжения, если конструкция АКБ не предусматривает функции долива. Что касается плотности рабочей жидкости, то она должна соответствовать 1,27 г/см3 и 1,25 г/см3.
    3. Не стоит курить или поджигать возле аккумулятора спички, поскольку это чревато воспламенением.
    4. Не допускается заряжать АКБ напрямую от розетки, ведь вместо этого необходимо использовать специальное приспособление, причем не самодельное, а фабричное.
    5. Превышение температуры электролита отметки в 45 градусов является поводом для того, чтобы приостановить процесс заряда, дав время на охлаждение.
    6. Напряжение РЦ должно колебаться в диапазоне от 12,6 до 12,7 В, притом что мерить его необходимо только спустя несколько часов после полной остановки ДВС.

    В случае длительного простоя рекомендуется заряжать автомобильный аккумулятор стандартным способом, используя бустеры (пусковые устройства) только в случае крайней необходимости.

    Исходя из этих соображений, перед постановкой автомобиля на длительное хранение настоятельно рекомендуется производить его полную зарядку.

    Источник

    Можно ли зарядить АКБ без снятия клемм и как это правильно сделать

    Автомобильный аккумулятор справедливо можно назвать одним из наиболее неприхотливых компонентов. За ним достаточно правильно ухаживать, поддерживать необходимый заряд за счёт грамотной эксплуатации машины либо восполнять его зарядным устройством.

    Зарядка аккумулятора автомобиля

    Зарядить АКБ вовсе не сложно. Но такая процедура требует снятия батареи с автомобиля, что не всегда хорошо. Не все автомобилисты хотят заниматься подобным, поскольку затем приходится проводить дополнительные работы по восстановлению настроек.

    Из-за этого возникает закономерный вопрос о возможности зарядки батареи, не снимая клеммы, то есть оставляя в подкапотном пространстве.

    Зачем это нужно

    Не всем до конца понятно, почему автомобилистов интересует зарядка их АКБ на автомобиле, но не снимая при этом клеммы. Ведь нет ничего сложного в том, чтобы снять узел, отнести в гараж или домой, подключиться к зарядному устройству и просто подождать несколько часов. Затем вернуть уже заряженную АКБ на место.

    Тут не всё так просто и однозначно. При снятии АКБ со своего автомобиля и отключении при этом минуса, а затем и плюса, может произойти следующее:

    • сбрасываются настройки бортового управления климатическим оборудованием;
    • обнуляется память запоминающего устройства;
    • блокируется штатная или дополнительная аудиосистема;
    • требуется полная перенастройка акустики и пр.

    Главная причина возникновения желания заряжать батарею без снятия клемм заключается именно в том, чтобы после демонтажа не заниматься восстановительными работами, заново вносить в память настройки и адаптировать системы по свои желания и потребности.

    Электроника каждой машины может вести себя по-разному, когда пропадает источник питания в виде аккумулятора. Предугадать последствия не всегда возможно.

    Зарядка автомобильного аккумулятора

    Снимать клеммы или нет

    Теперь следует более детально рассмотреть вопрос о том, можно ли на практике заряжать аккумулятор, но не снимая клеммы при этом.

    Если есть возможность, используйте альтернативный метод зарядки, при котором параметры не будут сбрасываться.

    Для этого потребуется запасной аккумулятор на 12 Вольт. Смысл процедуры заключается в следующем:

    • берётся запасная батарея с хорошим уровнем заряда;
    • с помощью проводов из комплекта выполняется параллельно подключение к клеммам штатной АКБ;
    • отключается основная батарея;
    • питание при этом продолжает поступать к бортовым потребителям, но уже от запасной АКБ.

    Проблема лишь в том, что запасной батареи у многих попросту нет.

    Потому вопрос о том, нужно ли снимать обе клеммы в автомобиля при зарядке штатного аккумулятора, является более актуальным. Подключая внешнее зарядное устройство, не отключив АКБ, повышается риск столкнуться с превышением допустимого ограниченного напряжения в бортовой электросети автомобиля. Но датчики на современных машинах рассчитаны на скачки напряжения, составляющие максимум 15,7 В. А это меньше, чем параметры внешних зарядок. Есть и такие зарядки, которые кратковременно могут выдать 17,5-18 В. Поэтому перед подключением стоит тестером проверить пиковые показатели зарядного устройства.

    Если под капотом стоит кальциевая старая батарея, при восстановлении заряда на неё требуется подавать напряжение 16-17 В. Таким образом, если не снять клеммы, можно легко навредить электронике машины, поскольку максимально допустимая нагрузка здесь составляет 14,5 В.

    У современных кальциевых АКБ эту проблему устранили за счёт специальных сплавов и элементов, которые снижают подаваемое напряжение до безопасных значений.

    Налет на клеммах аккумулятора

    Есть разные сценарии, в зависимости от конкретного автомобиля и условий зарядки. Тут следует рассмотреть несколько ситуаций.

    • Карбюраторный двигатель. Первый вариант, если карбюратор стоит под капотом. В этом случае вопрос о том, нужно ли при зарядке автомобильного аккумулятора снимать обе клеммы, особо остро не стоит. Если говорить про отечественные авто, здесь электронный блок, отвечающий за напряжение в цепи генератора, на всех машинах одинаковый. Подключив внешний блок зарядки, никакого негативного воздействия ожидать не стоит. Если это импортные карбюраторные машины, где был предусмотрен специальный электронный контроллер, тогда тут придётся действовать по аналогии с инжекторными авто.
    • Инжекторы. Другой вопрос, если инжектор предусматривает подзарядку батареи. Здесь ответ на вопрос о том, можно ли будет заряжать АКБ, не снимая при этом с неё клеммы. Такие моторы с распределённым впрыском имеют микропроцессорный блок, который управляет подачей топливовоздушной смеси, ориентируясь на различные датчики. В генераторе предусмотрен выпрямительный блок и регулятор напряжения с высокой точностью настройки питания для бортовой цепи. Контроллер имеет защитные решения, не позволяющие подавать питание с большим напряжением. Но полагаться исключительно на срабатывание предохранителей нельзя. Существует риск того, что произойдёт резкий скачок напряжения, если подключить зарядку без отсоединения клемм. Так делать не стоит. На инжекторах обычно лучше снимать АКБ, и отдельно от авто её заряжать. Тут стоит ознакомиться с руководством от производителя. Есть ситуации, когда демонтировать батарею даже не рекомендуется.
    • Работающий мотор. Ещё одна ситуация связана с зарядкой на запущенном двигателе. Запустив мотор, включается в работе генератор. Он подписывает АКБ и заряжает её. Если подать дополнительное напряжение с помощью зарядного устройства, потенциально можно повредить компоненты самого генератора. ЭБУ вряд ли пострадает. Но при работающем ДВС заряжать АКБ запрещено.
    • Загрязнения на клеммах. Внимательно изучите состояние компонентов. Если видите грязные клеммы и есть окислы, заряжать батарею не рекомендуется. Сначала нужно избавиться от всех загрязнений.

    Как видите, не всегда есть необходимость в том, чтобы обязательно снимать клеммы для зарядки аккумуляторной автомобильной батареи. Но есть и такие случаи, когда делать это необходимо. В противном случае можно спровоцировать возникновение более серьёзных проблем, нежели просто сбитые настройки.

    Зарядная станция для аккумуляторов автомобилей

    Что использовать для зарядки

    Очевидно, что главная неприятность, если заряжать подключённую к бортовой сети батарею, заключается именно в последствиях возможного перенапряжения. Если превысить допустимый уровень, электроника авто может выйти из строя, перегорят все предохранители. Их замена и ремонт обойдутся очень дорого.

    У каждой модели автомобиля существуют свои ограничения по максимальному напряжению, которое они могут пережить без каких-либо последствий. Обычно это до 15,3-15,7 Вольт.

    Рекомендуется перед зарядкой точно узнать это значение, и подобрать соответствующее устройство для подзаряда. Приобретать стоит только сертифицированные устройства от проверенных производителей. Именно с их помощью допускается зарядить батареи, не снимая при этом клеммы.

    Но если покупать сомнительные блоки, либо пытаться сделать их своими руками, никаких гарантий защиты нет и быть не может. Не сняв АКБ с клемм и не отключив от бортовой сети, потенциально можно столкнуться с серьёзными проблемами.

    Если это проверенная зарядная станция с параметрами напряжения, соответствующие вашему авто, то зарядка без снятия будет полностью безопасной.

    Как правильно выполнять зарядку без снятия

    Заняться зарядкой своего аккумулятора без снятия клемм вполне можно и самостоятельно. Это не требуется много действий со стороны пользователя. Но если не соблюдать основные правила, последствия окажутся печальными.

    Проще всего снять АКБ с автомобиля, разместить где-нибудь на столе или на полу, соединить с крокодилами зарядной станции, и начать процесс зарядки. Если же вы решили делать это без снятия клемм, тогда зарядка вашего аккумулятора автомобиля потребует соблюдения нескольких ключевых правил.

    1. Выполнять подключение специального зарядного устройства в розетку допускается только после того, как клеммы зарядки были подключены к АКБ. Когда процесс зарядки закончится, сначала отключаются клеммы и уже после этого выключается сам блок. Это крайне важная рекомендация, иначе перенапряжения будет не избежать.
    2. Подключение клемм. Начинать эту процедуру всегда нужно с положительной клеммы. Но когда выполняется отключение, тогда действовать необходимо наоборот. В этой ситуации первой снимается уже минусовая клемма.
    3. Когда АКБ заряжается на авто без предварительного снятия, ни в коем случае нельзя включить какие-либо потребители. Желательно вовсе вытащить ключ из замка зажигания.
    4. Следите за положением оголённых контактов проводов зарядной станции. Нельзя допускать, чтобы они касались кузова и иных поверхностей, способных выступать как масса.
    5. Всегда держите под контролем процесс зарядки. Да, несколько часов подряд сидеть над батареей не нужно. Но периодически проверять уровень необходимо.
    6. Процедура должна выполняться в помещении с хорошей вентиляцией. Если это гараж, оставляйте открытыми ворота. Если это дом или квартира, открывайте окна или двери на балкон.

    Подключение зарядки к аккумулятору автомобиля

    Как видите, заряжать батарею на машине, не снимая при этом клеммы, вполне возможно. Но только делать это следует при строгом соблюдении всех правил и рекомендаций.

    Сколько уходит времени

    Время, затраченное за подзарядку, напрямую зависит от того, какой тип подключения при этом используется. Это может быть:

    • постоянный ток;
    • постоянное напряжение;
    • ускоренный метод.

    Если используется в процессе подзарядки постоянный ток, перед процедурой зарядки батареи требуется установить ток заряда на уровне 10% в сравнении с номинальным показателем ёмкости АКБ. К примеру, если у вас ёмкость составляет 65 Ач, тогда ток будет 6,5 Ампер. Также регулируется напряжение в районе 14,4 В. Если значение будет выше, аккумулятор можно испортить.

    Увеличение напряжения не позволяет ускорить процесс зарядки автомобильной аккумуляторной батареи.

    Продолжайте визуально контролировать это значение. Если оно окажется в районе 15 В, ток обязательно нужно снизить. Длительность зарядки напрямую зависит от ёмкости АКБ и её текущего состояния. В среднем на это уходит по 12-16 часов для батарей ёмкостью 50-60 Ач.

    В случае подачи постоянного напряжения на уровне 14-14,4 В, ёмкость будет восстанавливаться максимально безопасно, а ток при этом регулируется зарядкой в автоматическом режиме.

    По времени на восстановление заряда можно указать такие значения:

    • примерно за 1 час заряд составит уже 60%;
    • ещё за час ёмкость увеличится на 20%;
    • за третий час увеличение будет 8%.

    Суммарно на процедуру требуется 5-6 часов в среднем. Зимой показатели увеличиваются, что связано с течением электрохимических реакций при низкой температуре.

    На некоторых зарядных станциях есть режим Boost, позволяющий использовать ускоренный режим. Применяется для быстрого частичного восстановления заряда. Может потребоваться 10-20 минут.

    Какой из методов выбрать, каждый автомобилист решает сам. Главное, чтобы процедура выполнялась безопасно и с соблюдением всех рекомендаций.

    Источник

    Техника безопасности во время зарядки АКБ

    Правильная зарядка аккумулятора автомобиля при помощи зарядного устройства

    Любой автолюбитель рано или поздно сталкивается с проблемой зарядки аккумулятора. От этого не уйти и нужно научиться заряжать АКБ, если вы ещё не умеете. Иначе наступит ситуация, когда перед вами будет автомобиль с дохлым аккумулятором, а вы даже не будете знать с какого бока к нему подойти. В интернете можно встретить много вопросов, касающихся процесса зарядки. Требуется ли снятие батареи с автомобиля или нет? Что понадобиться для зарядки? Как правильно заряжать? Вот на эти вопросы мы попытаемся ответить в нашем сегодняшнем материале.

    Что понадобиться для зарядки аккумулятора?

    Для зарядки аккумулятора автомобиля вам потребуется зарядное устройство (ЗУ). Этот прибор ещё называют выпрямитель, поскольку ЗУ осуществляет преобразование переменного тока в постоянный. Если вы ещё не имеете ЗУ, то читайте про выбор зарядного устройства для автомобильного аккумулятора. А здесь мы только вкратце расскажем о выборе зарядного устройства для вашей аккумуляторной батареи.

    При выборе ЗУ для автомобильного аккумулятора нужно учесть следующие моменты:

    • режимы для различных типов АКБ. Самые распространённые аккумуляторы типа WET с жидким электролитом. Ещё есть AGM, GEL. В случае двух последних нужно специальное ЗУ или универсальное с режимом для этих батарей. Для WET годятся все устройства;
    • выходное напряжение. Этот параметр нужно подбирать в зависимости от номинального напряжения вашего аккумулятора. Некоторые модели устройств позволяют заряжать батареи с различным напряжением (6/12/24В). Для распространённых автомобильных батарей 12В выходное напряжение должно быть не менее 16 вольт. Этого будет достаточно для полной зарядки АКБ;
    • ток зарядки. Это значение подбирается в зависимости от номинальной ёмкости батареи. Он должен быть не менее 0,1 от номинальной ёмкости. Лучше если будет небольшой запас, чтобы зарядное устройство не работало на пределе своих возможностей.

    Как правило, зарядное устройство представляет собой саму схему выпрямителя в корпусе, вилку для подключения в сеть 220В и провода с крокодилами для подключения к аккумулятору. Допустим, ЗУ вы приобрели. Теперь о том, как зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством. Но сначала несколько слов по технике безопасности. [soc1] Советуем также прочитать материал про то, как проводится зарядка аккумулятора, не снимая с автомобиля.

    Меры безопасности при зарядке аккумулятора

    Помните, что вблизи аккумулятора, стоящего на зарядке, нельзя что-то поджигать, курить, резать металл с образованием искр и т. п. Кроме того, важно помнить, что электролит представляет собой водный раствор серной кислоты. Это едкое вещество опасное для здоровья человека. При работе с электролитом следует одевать перчатки и защитные очки, чтобы он не попал на кожу или в глаза. В идеале нужно рядом держать 10%-й раствор пищевой соды для нейтрализации кислоты.

    Как правильно заряжать АКБ

    Для начала ответ на вопрос, а нужно ли снимать аккумулятор с автомобиля при зарядке? В принципе, это необязательно. Можно отключить клеммы и заряжать его прямо на автомобиле. Но для правильной зарядки аккумулятора автомобиля лучше его снять. Все работы будет проводить значительно удобнее и не придётся тянуть провода к автомобилю, чтобы включить в сеть зарядное устройство.

    В самом просто случае зарядка АКБ будет выглядеть следующим образом. Выкручиваете пробки на банках аккумулятора, прикрываете ими отверстия, чтобы не происходило выплёскивания электролита. Подключаете крокодилы ЗУ к выводам аккумулятора с соблюдением полярности (красный на плюс, чёрный на минус). Включаете зарядное устройство на автомат и оставляете так на ночь. Для стандартных батарей ёмкостью 55─60 А-ч зарядка будет продолжаться 8─10 часов. В режиме «автомат» устройство само отключит зарядку при достижении аккумулятором необходимых параметров.

    По окончании зарядки закрутите пробки и протрите поверхность АКБ раствором пищевой соды в воде для нейтрализации остатков кислоты и грязи. Это снизит саморазряд батареи. Теперь, когда как правильно заряжать аккумулятор автомобиля в общем виде, поговорим о различных режимах зарядки. Есть два режима зарядки АКБ:

    • постоянным током;
    • с постоянным напряжением.

    Зарядка аккумулятора постоянным током

    Как зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством, используя постоянный ток? Идея здесь заключается в том, что зарядка делится на несколько этапов. На каждом из них поддерживается определённое значение силы тока. При этом значение силы тока должно постоянно контролироваться и при необходимости корректироваться. Здесь вам понадобится мультиметр для контроля напряжения на выводах аккумулятора. Сам процесс зарядки постоянным током делится на несколько этапов:

    • первый этап. Сначала устанавливаем ток, равным 0,1 от номинальной ёмкости АКБ. Для батареи 55 А-ч это составит 5,5 ампер. В таком режиме заряжаем до напряжения на выводах АКБ 14,4 вольта;
    • второй этап. При напряжении 14,4 вольта в аккумуляторе резко активизируется процесс электролиза воды и начинается выделение водорода. Поэтому снижаем ток заряда в два раза (до 2,5 ампер), чтобы снизить интенсивность кипения и продолжить зарядку;
    • третий этап. При достижении напряжения на выводах 15 вольт, ток заряда уменьшаем ещё в два раза (до 1,2 ампер) и продолжаем зарядку. Раз в два часа проверяйте напряжение и ток. Если их значения не меняются, аккумулятор полностью заряжен.

    Зарядка аккумулятора с постоянным напряжением

    Идея этого метода заключается в том, что напряжение на выводах аккумулятора будет стремиться выровняться с напряжением на выводах зарядного устройства. Степень зарядки АКБ при этом будет зависеть от величины подаваемого напряжения. Батарея будет полностью заряженной при падении силы тока до 200 мА, и процесс зарядки будет остановлен. Этот процесс не требует контроля со стороны человека. В таком режиме работают практически все зарядные устройства в режиме автоматической зарядки. Что касается времени зарядки АКБ при постоянном напряжении, то значения здесь примерно следующие:

    • Напряжение 14,4 вольт. Через сутки степень заряда аккумулятора (номиналом 12 вольт) будет около 80 процентов;
    • Напряжение 15 вольт. За те же 24 часа степень заряда составит около 90 процентов;
    • Напряжение 16 вольт. За то же время батарея будет заряжена практически на 100 процентов.

    [soc3] В зарядных устройствах имеется защита от повышенного тока. В начале зарядки ток может иметь большие значения, и защита снижает его до безопасных величин. Дополнительно можете прочитать статью про напряжение аккумулятора автомобиля.

    Ускоренная зарядка АКБ

    Ускоренная зарядка аккумулятора выполняется в тех случаях, когда батарее нужно вернуть часть ёмкости очень быстро. К примеру, вам нужно ехать на работу, а аккумулятор сел. Тогда и пригодиться ускоренная зарядка.

    Сейчас многие зарядные устройства имеют режим зарядки Boost. В этом режиме сразу подаётся увеличенный ток и за 20 минут батарея набирает ёмкость, достаточную для запуска двигателя. В принципе, необязательно наличие режима Boost в ЗУ. Главное, чтобы была возможность регулировки тока. Тогда вы вручную сможете выставить требуемое значение. Помните, что нельзя ставить больше 30 процентов от штатного тока зарядки. Если в штатном режиме вы заряжаете батарею на 6 ампер, то в ускоренном режиме не ставьте больше 8 ампер. Это вызывает быстрый износ пластин и сокращение срока службы АКБ.

    Читайте также:  Зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов dns

    Зависимость заряда аккумулятора и плотности электролита

    В основном окончание зарядки аккумулятора мы определяем по показаниям ЗУ или по напряжению на выводах АКБ. Но по ним не получится определить точную степень зарядки АКБ. Чтобы узнать, насколько заряжен аккумулятор, нужно измерить плотность электролита. Для этого существует такой прибор, как ареометр. Стоит он недорого и продаётся в любом автомобильном магазине. Советуем обязательно иметь его в хозяйстве.

    Измерять плотность электролита следует во всех банках. Подробнее об измерении плотности и в целом об электролите читайте в статье «Какая кислота в аккумуляторе автомобиля». На полностью заряженном аккумуляторе электролит имеет плотность 1,28─1,3 гр./см 3 . У полностью разряженного аккумулятора значение плотности составляет около 1,1 гр./см 3 . Ниже можно посмотреть таблицу зависимости плотности электролита от степени зарядки АКБ:

    По этим значениям после замера плотности вы сможете точно узнать, насколько заряжена аккумуляторная батарея. В общем-то, и всё, что хотелось сказать о том, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля. Остаётся лишь ещё раз напомнить о соблюдении техники безопасности. Перед тем как самостоятельно заряжать АКБ, имеет смысл спросить совета у более опытных автолюбителей. Зарядное устройство и ареометр следует иметь свои. Это не так дорого и они всегда пригодятся при эксплуатации автомобиля.

    Опрос

    Примите участие в опросе! [poll ] Если у вас есть вопросы или дополнения к статье, пишите их в комментариях ниже.

    Источник

    Техника безопасности во время зарядки АКБ

    Прежде чем приступить к процессу зарядки автомобильной аккумуляторной батареи, следует вспомнить, что АКБ – химический источник тока, а потому потенциально опасен. И обращаться с ним следует осторожно.

    Придерживаясь при зарядке аккумулятора определенных несложных правил, Вы обезопасите здоровье свое и окружающих.

    1. Аккумулятор, требующий зарядки, вначале нужно извлечь из автомобиля (при съёме сначала – отрицательная клемма). В зависимости от помещения, где планируется производить зарядку батареи, ее можно и не снимать. Однако со снятой с авто батареей обращаться проще.
    2. Заряжать автомобильный аккумулятор в доме, квартире, любом жилом помещении нельзя. Лучше всего это делать в гараже. Важный момент – гараж должен иметь хорошую вентиляцию, поскольку во время заряда выделяются вредные летучие вещества, способные нанести серьезный вред здоровью. Оптимальная температура воздуха в закрытом помещении (гараже) – комнатная.
    3. Чтобы Вас ненароком не ударило током, перед работой с АКБ снимите с рук браслеты, часы, кольца, уберите подальше металлические вещи, даже мелкие. Руки должны быть сухими.
    4. Перед зарядкой аккумулятор, клеммы следует протереть. Поверхности должны быть чистыми и сухими. Газовые каналы для вывода выделяемых во время зарядки веществ нужно открыть.
    5. Если электролит на уровне ниже нормы, необходимо долить дистиллированную воду (не обычную воду и не электролит). В случае зарядки аккумулятора, в который доливание воды не предусмотрено, нужно использовать устройство, автоматически поддерживающее напряжение.
    6. Не зажигайте спички, зажигалки, не курите во время зарядки аккумулятора – от выделяемых химических веществ он элементарно может взорваться. Открытое пламя – источник опасности.
    7. Поверхность для установки аккумуляторной батареи перед ее зарядкой выбирайте сухую, устойчивую и ровную. Воздержитесь от чрезмерного наклона батареи, его градус не должен быть больше 45. Переворачивание или падение аккумулятора может спровоцировать вытекание кислоты.
    8. Розетка не предназначена для зарядки автомобильного аккумулятора напрямую. Для этого существует специальное зарядное устройство. Именно к нему вначале подключается аккумулятор, а уже затем производится подсоединение к электрической сети. Желательно иметь не самодельное зарядное устройство, а изготовленное на заводе с учетом всех необходимых норм. Следите за полюсами при подключении клемм АКБ и зарядного устройства.
    9. В случае, когда электролит прогревается до температуры выше +45 градусов по Цельсию, требуется временная приостановка процесса зарядки АКБ.
    10. Если зарядка аккумулятора осуществляется без съема его с автомобиля (что происходит довольно часто), следует использовать спецустройства. Они позволяют защитить бортовую технику от повреждения. Перед началом зарядки необходимо выключить двигатель и зажигание. Аккумулятор должен быть максимально освобожден от нагрузки. Нежелательно производить зарядку АКБ на простоявшем долгое время на морозе автомобиле – дайте ему отстояться несколько часов в гараже, чтобы температура максимально выровнялась до комнатной.
    11. И напоследок — перед тем, как приступить к зарядке автомобильного аккумулятора, внимательно ознакомьтесь с инструкцией по эксплуатации данного АКБ и зарядного устройства.

    Источник

    15. «ПОТ РО 14000-005-98. Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения» (утв. Минэкономики РФ 19.02.1998) (вместе с «Порядком заполнения наряда-допуска»)

    15. Требования безопасности при ремонте и зарядке аккумуляторных батарей

    15. Требования безопасности при ремонте и зарядке
    аккумуляторных батарей

    15.1. В процессе эксплуатации аккумуляторных батарей возникает необходимость в их ремонте и зарядке. В зависимости от характера неисправности объем работ подразделяется на малый, средний или капитальный ремонт:

    15.1.1. Малый ремонт включает в себя замену заливочной мастики или устранение дефектов банок, припайку перемычек, напайку выводов, замену крышек аккумуляторов, промывку банок нейтральным раствором.

    15.1.2. Средний ремонт включает операции малого ремонта, а также удаление из банок осадка, ревизию с частичной заменой пластин и соединительных полос, сборку и установку сепарации, замену моноблока.

    15.1.3. Капитальный ремонт включает все операции среднего ремонта и, кроме того, устранение трещин в кромке пластин и пробоин сеток в отрицательных пластинах, замену полублоковой полярности электродов, моноблока, крышек и сепараторов.

    15.2. В аккумуляторной мастерской внутренние перегородки, отделяющие зарядное и кислотное помещения от остальных, должны быть сплошными от пола до потолка, стены на высоту 1,5 — 1,8 м от пола должны быть облицованы кислотоупорной плиткой.

    Допускаются внутренние стены с цементной штукатуркой с грунтовкой и окраской кислотоупорной краской светлого тона, полы кирпичные или бетонные со слоем асфальта толщиной не менее 30 мм.

    15.3. Отопление аккумуляторной мастерской должно быть центральным, обеспечивающим температуру не ниже 15 °C. Общая освещенность должна быть не менее 45 лк. Зарядное отделение должно быть оборудовано герметичной электропроводкой и осветительной арматурой.

    15.4. Аккумуляторная мастерская должна иметь изолированную канализационную сеть со специальным наружным отстойником для нейтрализации стоков щелочными растворами.

    15.5. Помещения аккумуляторной мастерской должны позволять мойку полов и стен водой из шланга.

    15.6. Вентиляция аккумуляторной мастерской должна обеспечивать содержание в воздушной среде аэрозолей серной кислоты не более 1 мг/куб. м, свинца и его неорганических соединений — не более 0,01 мг/куб. м, при этом должен обеспечиваться шести-восьмикратный обмен воздуха в 1 ч.

    15.7. Для приготовления электролита следует применять дистиллированную воду и раствор серной кислоты плотностью 1,40 г/куб. см. Температура замерзания электролита свинцового аккумулятора в зависимости от его плотности дана в табл. 10.

    ЗАВИСИМОСТЬ ТЕМПЕРАТУРЫ ЗАМЕРЗАНИЯ ЭЛЕКТРОЛИТА
    ОТ ЕГО ПЛОТНОСТИ

    Примечание. Самые низкие температуры замерзания свойственны плотности электролита автомобильных аккумуляторов при их полной зарядке.

    Зависимость напряжения на аккумуляторе от степени его разряженности приведена в табл. 11

    Читайте также:  Зарядное устройство Hyundai HY 800 в городе Санкт Петербург

    НАПРЯЖЕНИЕ НА АККУМУЛЯТОРЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ
    ЕГО РАЗРЯЖЕННОСТИ

    Примечание. Уровень электролита должен быть выше верхних кромок сепараторов или предохранительных щитков.

    15.8. Разборка аккумуляторной батареи должна производиться после удаления из нее электролита. Моноблоки, крышки, пробки после промывки должны подвергаться дефектации.

    Отрицательные и положительные электроды подлежат ремонту при сульфатации менее 20%, стреле прогиба менее 3 мм, отломе ушек.

    15.9. Работники на монтаже и зарядке аккумуляторных батарей имеют дело с едкими кислотами и щелочами, которые при неправильном обращении с ними могут вызвать химические ожоги тела и глаз, отравление организма (серной кислотой при повышенных концентрациях ее в воздухе).

    15.10. При зарядке аккумуляторных батарей выделяется водород, выносящий в воздух очень мелкие брызги электролита. Содержание водорода в помещении может достигать взрывоопасной концентрации, поэтому без постоянной вентиляции монтаж и зарядку батарей производить запрещается.

    15.11. Работники, занятые на монтаже и зарядке аккумуляторных батарей, обязаны хорошо знать и строго выполнять правила безопасного выполнения электромонтажных и наладочных работ, изложенные в производственной инструкции.

    15.12. Администрация обязана создать нормальные условия труда, обеспечить рабочее место необходимыми для безопасного выполнения работ средствами:

    проточной водопроводной водой для смывания брызг кислоты и щелочи;

    5%-ным раствором питьевой соды для нейтрализации кислоты;

    10%-ным раствором борной кислоты для нейтрализации щелочи;

    2%-ным раствором борной кислоты для промывки глаз.

    15.13. До начала работ мастер обязан опробовать в действии приточно-вытяжную вентиляцию, проверить работу отопления (зимой) и освещения помещений аккумуляторной и провести работникам производственный инструктаж на рабочем месте.

    15.14. Работники, занятые на ремонте и зарядке аккумуляторных батарей, должны знать и выполнять:

    характер и безопасные методы производства работ;

    порядок прохода к месту расположения помещения аккумуляторной;

    порядок получения и сдачи ключей от помещения аккумуляторной;

    порядок включения и отключения вентиляции, стационарного освещения;

    порядок разгрузки и место складирования бутылей с кислотой и дистиллированной водой;

    порядок проведения газоэлектросварочных работ;

    порядок формования аккумуляторных батарей;

    основные правила оказания помощи пострадавшему и место расположения нейтрализующих растворов;

    место расположения ближайшего телефонного аппарата и порядок вызова скорой медицинской помощи, пожарной охраны, руководителя работ.

    15.15. Электромонтажники, ведущие монтаж батарей, должны иметь группу электробезопасности не ниже III.

    15.16. Основные требования к помещению аккумуляторной приведены в табл. 12.

    ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ ПОМЕЩЕНИЙ
    АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

    Iзар — наибольший разрядный ток, А;

    n — число элементов аккумуляторной батареи.

    15.17. На дверях аккумуляторного помещения должны быть вывешены плакаты с надписями: «Аккумуляторная», «Огнеопасно», «С огнем не входить», «Курение запрещается».

    15.18. Баки с обмывочной водой и нейтрализующими растворами должны устанавливаться на стеллажах на доступной высоте и иметь отличительную окраску и хорошо видимые надписи: «Обмывочная вода», «Пить нельзя», «Применять для нейтрализации кислоты (щелочи)».

    15.19. Баки с питьевой водой должны устанавливаться вне помещения аккумуляторной.

    15.20. Размещение кислотных и щелочных аккумуляторных батарей в одном помещении или объединение их общей приточно-вытяжной вентиляцией запрещается.

    15.21. При приготовлении электролита во избежание ожогов от разбрызгивания кислоты кислоту льют в воду тонкой струйкой из небольшой стеклянной кружки с носиком (емкостью 1 — 2 л), одновременно перемешивая раствор длинной стеклянной палочкой или трубкой.

    15.22. Приготовление кислотного электролита должно производиться в освинцованных или эмалированных сосудах, в фаянсовой, керамической или эбонитовой посуде. Запрещается применять стеклянные баки.

    15.23. Запрещается поднимать залитые электролитом открытые банки, подкладывать под них изоляторы или заменять их; передвигать, выравнивать или ремонтировать стеллаж.

    15.24. Кусковой едкий натр или едкий калий необходимо дробить под мешковиной или под тонким жестяным листом с применением защитных очков, резиновых перчаток, фартука и сапог. Костюм и головной убор должны быть плотно застегнуты, чтобы крошки едкого натра или калия не попали под одежду. Брать едкий натр или едкий калий голыми руками запрещается.

    15.25. При работах с едким натрием или едким калием поблизости должна находиться бутыль с раствором борной кислоты или уксусной эссенции (одна часть эссенции на восемь частей воды).

    15.26. Для приготовления щелочного электролита в сосуд с дистиллированной водой следует доливать щелочь небольшими порциями, тщательно перемешивая электролит железной или стеклянной палочкой. Флакон со щелочью следует открывать осторожно, не прилагая больших усилий. Перед тем как открыть флакон, необходимо прогреть горло флакона теплой ветошью, так как пробка его залита парафином.

    15.27. Искусственная вентиляция в аккумуляторном помещении должна быть включена за 30 мин. до начала зарядки батарей и выключаться через 1 — 1,5 ч после окончания зарядки.

    15.28. Сварка и пайка пластин в аккумуляторном помещении должны выполняться опытными работниками и под наблюдением персонала, имеющего группу по электробезопасности не ниже IV.

    15.29. На сварке свинцовых пластин и зарядке аккумуляторов запрещается работать лицам моложе 18 лет.

    15.30. Работники, занятые на сварке пластин, должны быть обеспечены специальной одеждой (суконным костюмом, брезентовыми рукавицами). Брюки необходимо носить навыпуск. Рукава куртки должны быть тщательно обвязаны или застегнуты. При приготовлении электролита и при его заливе в аккумулятор должны использоваться очки защитные, резиновые перчатки (стойкие к воздействию кислот), поверх спецодежды следует надевать резиновый фартук, а также резиновые сапоги.

    15.31. Производить пайку (сварку) пластин без рукавиц, защитных очков, респиратора и специальной одежды запрещается.

    15.32. Работы по сварке (пайке) пластин в аккумуляторном помещении разрешаются при следующих условиях:

    пайка (сварка) допускается только через 2 часа после окончания заряда аккумуляторной батареи;

    во время сварки (пайки) должна производиться непрерывная вентиляция помещения;

    место пайки (сварки) должно быть ограждено от остальной батареи огнестойкими щитами.

    15.33. Работы по монтажу или ремонту выпрямителей могут быть начаты после того, как помещение будет принято под выполнение этих работ, подключена сеть электрического освещения, кабельные каналы закрыты деревянными щитами, проемы ограждены, помещение освобождено от посторонних предметов и вентиляция включена.

    Источник

    

    Техника безопасности при зарядке автомобильного аккумулятора.

    Главные вкладки

    Автомобильные аккумуляторы – это сложная и опасная техника. В их изготовлении использованы ядовитые и опасные химические вещества, способные нанести вред организму человека при несоблюдении элементарных правил безопасной работы с АКБ. Обращаться с ними нужно, соблюдая технику безопасности, так как в составе аккумуляторных батарей присутствуют опасные взрывчатые и вредные ядовитые вещества:

    Серная кислота – крайне опасна, токсична, легко вступает в реакцию со всеми элементами, вызывает ожоги, возгорание, отравление парами. При взаимодействии с водой, в случае приготовления электролита, выделяется очень много тепла и газа. Заряженные автомобильные аккумуляторы имеют 30-40% концентрацию серной кислоты в электролите, а разряженные – только 10% или менее. В ее составе присутствуют малые доли мышьяка, марганца, тяжелых металлов, оксида азота, железа, меди, хлористых соединений.

    Свинец – свинец и соли свинца (сульфат свинца) являются крайне ядовитыми веществами. Токсичность свинца не имеет такого яркого моментального эффекта, как серная кислота, зато он имеет свойство накапливаться в организме, поражая жизненно важные органы, например, почки. Постоянное отравление свинцом вызывает головную боль, усталость, боли в области сердца. Никогда не разбирайте самостоятельно старые автомобильные аккумуляторы.

    Читайте также:  Как проверить трансформатор мультиметром

    Мышьяк – очень ядовит. Отравление наступает при попадании всего 5 мг в организм человека, причем он также накапливается, вызывая серьезные последствия. Соединения мышьяка также ядовиты. Вызывает головную боль, рвоту, боли в животе, нервные расстройства.

    Водород – это взрывоопасный и пожароопасный газ. При соотношении примерно равном 2 к 5 водород и кислород образуют гремучий газ, который может вызвать сильный взрыв. Ежегодно десятки тысяч людей страдают от ожогов и ран при взрыве гремучего газа при работе с аккумуляторами.

    Правила безопасности при работе с аккумулятором:
    1) Заряжать автомобильные аккумуляторы можно только в хорошо проветриваемом помещении или при постоянном доступе воздуха.
    2) Работать с электролитом можно только в резиновых перчатках и защитных очках, поверхность кожи должна быть максимально закрыта одеждой.
    3) НЕЛЬЗЯ вливать дистиллированную воду в серную кислоту, только кислоту в воду, потому что вода легче кислоты, попадая на ее поверхность, она закипает и разбрызгивает ядовитую жидкость вокруг. Кислота, попадая в воду, сразу тонет и не может разбрызгиваться.
    4) НЕЛЬЗЯ курить, зажигать что-либо, использовать неисправные электроприборы, которые могут дать искру, при зарядке аккумулятора.
    5) Перед зарядкой АКБ необходимо выпустить скопившиеся газы, почистить газоотвод. Даже при полной зарядке аккумулятора, когда Вы его устанавливаете, нужно подождать, пока улетучатся все газы.
    6) Проветривайте подкапотное пространство перед установкой автомобильного аккумулятора на посадочное место. Подключайте спустя какое-то время, не пробуйте вызвать «искру» во избежание взрыва.
    7) НЕЛЬЗЯ заряжать автомобильные аккумуляторы в закрытом помещении, где находятся люди, например, в квартире. Испарение паров ядовитых соединений может стать причиной легкого отравления, вызывающего типичные симптомы химического отравления: головную боль, тошноту, резь в глазах, усталость, нервное расстройство и раздражительность.

    Источник

    Инструкция по охране труда при зарядке аккумуляторных батарей

    Утверждена
    Приказом
    Государственного комитета
    Российской Федерации
    по печати
    от 15 октября 1997 г. N 108

    Согласована
    Российский комитет
    профсоюза работников культуры
    2 июля 1997 г. N 05-12/031

    Дата введения —
    1 января 1998 года

    ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
    ПРИ ЗАРЯДКЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

    1. Общие требования

    1.1. Аккумуляторщик должен соблюдать требования общей и
    настоящей Инструкции по охране труда.
    1.2. К работе допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие
    инструктаж и обучение по охране труда.
    1.3. Аккумуляторщик проходит медосмотр при поступлении на
    работу и периодически один раз в два года.

    2. Перед началом работы

    2.1. Надеть спецодежду, спецобувь и привести их в порядок.
    2.2. Подготовить и проверить индивидуальные средства защиты
    (прорезиненные нарукавники, резиновые перчатки и защитные очки).
    2.3. Осмотреть рабочее место, привести его в порядок, убрать
    все мешающие работе предметы; проверить и убедиться в исправности
    оборудования зарядных мест, стеллажей, укрытия шинопроводов и
    электролитических шлангов; вилки электрошнура переносной
    электролампы.
    2.4. Проверить наличие средств пожаротушения.
    2.5. Включить общеобменную вентиляцию и местные отсосы.

    3. Во время работы

    3.1. Вся посуда и емкости должны иметь надписи о содержании в
    них химических веществ.
    3.2. Не допускать применения открытого огня, искрения и
    курения. Присоединять клеммы аккумуляторов и отсоединять их только
    при выключенном оборудовании зарядного места.
    3.3. Пользоваться переносной лампой безопасного напряжения —
    12 В. Перед включением переносной электролампы в сеть следует
    сначала вставить вилку в штепсельную розетку, а затем включить
    выключатель; при выключении электролампы прежде выключить
    выключатель, а затем выдернуть вилку.
    3.4. При выполнении работ следует соблюдать следующие правила:
    проверку напряжения аккумуляторных батарей производить только
    вольтметром;
    соединять аккумуляторные батареи только освинцованными
    клеммами, которые создают плотный контакт и исключают искрение;
    при установке (снятии) аккумуляторов на электрокар следить за
    тем, чтобы не произошло замыкания их с металлическими частями
    электрокара. Аккумуляторные батареи перевозить в специальных
    тележках с гнездами по их размеру;
    следить за бесперебойной работой общеобменной вентиляции и
    местных отсосов;
    присоединять батареи к электросети постоянного тока и
    соединять аккумуляторы между собой только в резиновых
    диэлектрических перчатках и обуви.
    3.5. При транспортировке аккумуляторной кислоты, кислотного
    или щелочного электролита и их приготовлении соблюдать следующие
    меры безопасности:
    — емкости с аккумуляторной кислотой или электролитом хранить
    закрытыми притертыми пробками и в специальных обрешетках;
    — емкости с кислотой в обрешетках устанавливать на специальные
    шарнирные подставки, обеспечивающие безопасность слива кислоты;
    — слив аккумуляторной кислоты из бутылей в обрешетках
    производить вдвоем или пользоваться для этой цели специальным
    сифоном;
    — емкости с кислотой переставлять или перевозить только в
    обрешетках, вдвоем и используя для этого тележки;
    — не проливать на пол кислоту; пролитую серную кислоту
    нейтрализовать раствором соды или засыпать опилками и содой,
    предварительно надев резиновые перчатки;
    — не допускать слива кислоты или щелочи (без нейтрализации) в
    канализацию;
    — смешивать серную кислоту с водой в приспособленных для этого
    емкостях из специальных материалов;
    — не пользоваться для приготовления электролита стеклянной
    посудой, так как она от разогрева может лопнуть;
    — для смешивания кислоты с водой сначала налить в емкость
    холодную воду, а затем тонкой струей вливать кислоту;
    — перед приготовлением щелочного электролита и при работе с
    ним надевать защитные очки, резиновые перчатки; брать щелочь
    щипцами или пинцетом; для растворения ее применять только холодную
    воду.
    При зарядке батарей аккумулятора не наклоняться близко над ним
    во избежание получения ожогов.
    3.6. Запрещается:
    касаться одновременно двух клемм аккумулятора металлическим
    предметом;
    присоединять аккумуляторы без резиновых перчаток или без
    инструмента с изолированными ручками;
    наливать воду в кислоту;
    выполнять работы с кислотным электролитом без защитных очков и
    резиновых перчаток;
    перемешивать электролит путем вдувания в него ртом воздуха
    через резиновый шланг;
    в помещении зарядки аккумуляторов принимать и хранить пищу.
    Перед едой или перед курением хорошо вымыть руки с мылом и
    прополоскать рот. Помнить, что свинец и его окислы ядовиты;
    выполнять зарядку аккумуляторов при неработающей вентиляции.

    4. В аварийных ситуациях

    4.1. В случае попадания серной кислоты на кожу или в глаза
    немедленно смыть ее обильной струей водопроводной воды, затем
    промыть 4%-ным раствором питьевой соды, доложить руководителю
    работ и обратиться за медицинской помощью.
    4.2. В случае попадания щелочи (едкого калия или едкого натра)
    на кожу или в глаза немедленно смыть ее обильной струей воды и
    промыть соответственно 5- или 3%-ным раствором борной кислоты. В
    случае признаков отравления при повышенной концентрации щелочи в
    воздухе выйти на свежий воздух, выпить молока и поставить в
    известность руководителя работ.

    5. По окончании работ

    5.1. Отключить аккумуляторные батареи от электросети.
    5.2. Убрать рабочее место.
    5.3. Отключить вентиляцию после выключения батарей спустя 20 —
    30 мин.
    5.4. Снять спецодежду, убрать ее и средства индивидуальной
    защиты в отведенные места.
    5.5. Вымыть лицо и руки теплой водой с мылом, при
    необходимости принять душ.

    Источник